Мебель и серебро стали топ-лотами аукциона ар деко
Аукционный дом Koller провел 17 ноября в Женеве аукцион Art Nouveau and Art Deco. Каталог торгов включил в себя серию произведений декоративно-прикладного искусства Европы первой четверти XX в. – скульптуру, керамику и стекло, в том числе изделия таких фирм, как Tiffani, Lalique и Galle.
Несмотря на то, что торги в средней и низкой ценовой категории прошли достаточно успешно, Koller не сумел продать ни одного топ-лота. Практически не пользовались спросом знаменитые хрисоэлефантинные (изготовленные из слоновой кости) скульптуры, которые считаются одним из основных достижений искусства европейского ар деко. Не нашла своего покупателя «Русская танцовщица», скульптура французского мастера Поля Филиппа (Paul Philippe, 1870−1930), изготовленная в 1925 г. и оцененная в CHF 40 000−60 000.
Превосходные скульптурные композиции Дмитрия Чипариуса (1886–1947) «Блестки» и «Звездный свет» также не оправдали надежд аукциониста. Скульптурные изображения балетных танцовщиц были созданы под влиянием «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Изящные статуэтки, изготовленные из бронзы и слоновой кости с отделкой золотом, установлены на высоких мраморных постаментах. Первая из них, «Блестки», осталась во владении Koller, вторая, «Звездный свет», была продана, но с большим понижением оценочной стоимости. При эстимейте в CHF 30 000−40 000, итоговая стоимость этого лота составила всего CHF 17 000.
Не нашла своего владельца и прекрасная витражная лампа, выполненная мастерами нью-йоркского дома Tiffani в 1900 г. Шедевр эпохи модерна, лампа была оценена в CHF 30 000−50 000, однако желающих платить за нее такую сумму не нашлось. Чуть менее изящная и значительно более дешевая лампа Tiffani «Apple Blossom» была продана за CHF 14 000, против CHF 15 000−20 000 эстимейта.
Главным прорывом торгов стал набор из двух серебряных канделябров работы Георга Янсена (Georg Jensen). Искусно выполненные витиеватые подсвечники были созданы в 1928 г. из серебра общим весом более 5000 грамм. Итоговая стоимость лота значительно превысила оценку (CHF 8000−12 000) и дошла до отметки CHF 35 000.
В отличие от произведений Чипариуса и Филиппа, изготовленных из золота и слоновой кости, достаточно хорошо продавалась бронзовая пластика. Здесь достойна быть упомянутой безымянная скульптурная композиция немецкого мастера Бруно Заха (Bruno Zach, 1891−1935). Небольшая бронзовая статуэтка отлита из бронзы и покрыта позолотой. Оцененная в CHF 8000−12 000, статуэтка ушла с молотка за CHF 9000.
В разделе мебели следует отметить небольшое французское бюро, которое было продано за CHF 21 000 при эстимейте CHF 5000−7000. Датированное 1910 г., бюро изготовлено из древесины ореха и украшено тонкой резьбой.