Macdougalls: `кризисные` торги в Лондоне

Macdougalls: `кризисные` торги в Лондоне

25.11.2008
Новости

Искусство в контексте экономического кризиса - в преддверии «русской недели» в Лондоне эта тема стала самой обсуждаемой. Директора и учредители аукционного дома Macdougalls, торги в котором пройдут 25–27 ноября, Катерина и Вильям Макдугалл на недавней пресс-конференции подчеркнули: предметы искусства не будут падать в цене. «Искусство относится к разряду вечных ценностей, и в отличие от растущего количества предприятий, картин Сомова больше не станет», – таково единое мнение Катерины Макдугалл и экспертов аукционного дома.
В связи с тем, что сейчас многие коллекционеры стали смотреть на пополнение своих собраний именно как на средство вложения денежных средств, они должны быть особенно расчетливы в выборе приобретаемых произведений.
Великолепным вложением представляется пейзаж мэтра русской живописи Петра Кончаловского. По определению искусствоведа и современника художника П. Муратова, картина «принадлежит к лучшему, что было сделано художником П. Кончаловским». Работа 1921 г. «Мальчик в парке», написанная в Абрамцеве, сочетает в себе умиротворенность и гармонию спокойных красок. Картина экспонировалась на персональных выставках художника в 1922 и 1925 г., и относительно своей художественной ценности ее эстимейт невысок –
£380 000–700 000.
«Лежащая обнаженная» Григория Глюкмана представляет безусловный интерес с точки зрения формата, редкого для этого художника, мастера камерных небольших работ.Григорий Глюкман – автор, чье имя начало обретать известность на рынке всего несколько лет назад. За последние годы его многочисленные изображения обнаженных натурщиц выросли в цене более чем на 200–300 %. Его картина с изображением обнаженной, также рекордного формата, ушла за £300 000 на аукционе Сотбис в июне 2008 г. В данном произведении слиты воедино все характерные признаки, которыми так славился художник – мягкость фактуры, дымчатая атмосфера, обволакивающая вальяжно позирующую натурщицу. Кроме того, произведение экспонировалось на выставке 1936 г. в салоне Тюильри в Париже. Эстимейт картины составляет
£130 000–180 000.
Для любителей эстетики эпохи Ар деко и всего того, что связано с уникальным явлением русской художественной эмиграции, на аукционе представлена удивительная работа А.Экстер т.н. «классического» периода творчества. В этой картине объединены принципы кубофутуристического построения пространства, которые, однако, не доминируют, но подчиняются классической гармонии образа, ясности и спокойствию четко выстроенных форм. В то же время автор прибегает к яркости колорита, который своими звучными и сочными тонами придает работе притягательную энергетику. Работа оценена по достоинству: чтобы обрести внеочередной шедевр Александры Экстер, коллекционеры должны будут расстаться с суммой не менее чем £300 000.
Среди редких произведений стоит отметить графическую работу Зинаиды Серебряковой – портрет сестры художницы, выполненный в технике пастели. За последние годы произведения автора появлялись на аукционах всего лишь несколько раз и превышали рубеж хорошей средней цены, уходя более чем за $400 000, а «Лежащая обнаженная» ушла за сумму, превышающую £1 000 000. Изображения близких родственников художницы в последнее время возникают в продаже все реже, а потому тем более привлекательным произведением кажется пастель с эстимейтом £60 000–90 000.
Подборка шедевров продолжается огромным полотном Александра Исупова, также редким по формату для творчества этого автора. «Киргизская невеста» пленяет выразительностью колорита, сочетанием торжественной позы и восхитительного богатства фактуры и колорита. Это одна из ранних работ мастера, написанная еще до его переезда в Италию в 1925 г. Специально для постижения восточного, азиатского колорита художник отправился в киргизские степи близ Оренбурга, под его впечатлением и была создана данная работа, эстимейт которой составляет £230 000.
Совершенно великолепным произведением представляется огромное полотно Бориса Анисфельда. В отличие от многочисленных произведений, выполненных им уже в эмиграции, данная картина относится к раннему периоду творчества. Тогда в манере художника были еще сильны классические основы и четкость рисунка, от которых он впоследствии отошел, все это сочетается с болезненной хрупкостью удлиненного тела модели и весьма соответствует по характеру периоду декаданса. Яркость красок, сочность золотого и красного цветов делают картину уникальной. Эстимейт работы, которая выставлялась на весенней выставке в Академии Художеств 1906 г. и выставке 1918 г. в США, определен в £750 000–1 500 000.
Наконец, отметим яркую, в высшей степени завершенную декоративную работу Богданова-Бельского – «Сумерки в Риге». Этот пейзаж необычен для художника, предпочитавшего скорее более спокойные, импрессионистические тона. Здесь художник словно тяготеет к постимпрессионизму, сочетая свободу мазка, символизм цветовой палитры и гогеновскую декоративность в наложении красок.
Существенную часть русских торгов в этот раз составляют скульптуры: произведения Сергея Коненкова, Степана Эрзи, Веры Мухиной, а также зарубежных авторов – Дмитрия Чипаруса и Поля Филиппа.
Скульптуры периода Ар деко заслуживают отдельного внимания: не в первый раз они включены в торги русского искусства, что заставляет задуматься о некоторой целенаправленности аукционной политики. Новый ход, позволяющий в едином контексте взглянуть на художников разных школ и стран, в последнее время стал пользоваться успехом среди аукционных домов и был по достоинству оценен коллекционерами. Так, картины Гончаровой и Баранова-Россине весьма органично смотрелись рядом с полотнами импрессионистов на аукционе Кристис, а картины Ларионова и Баранова-Россине составляли своеобразную параллель полотнам Ван Гога и Мунка, позволяя оттенить и подчеркнуть достоинства и отличительные особенности художественной манеры каждого из художников.
Скульптуры стиля ар деко были представлены в июне 2008 г. в контексте русских торгов аукционными домами Сотбис и Макдугалс, и сейчас вот уже во второй раз скульптуры Дмитрия Чипаруса сопоставлены с произведениями русских художников. Эта параллель отнюдь не случайна: именно направления русской живописи первой четверти 20-го века оказали значительное влияние на формирования стиля 1920-х гг. на западе. Особенно среди этих произведений хотелось бы отметить изображение Лилы Никольской, запечатленной в скульптуре Дмитрия Чипаруса «Танцовщица в платье» и эффектную «Жрицу» того же автора.