Инвестиции в антикварные книги
Разразившийся в мире финансовый кризис породил немало вопросов и опасений во всех сферах экономических отношений. Не остался в стороне и антикварный рынок. Выживет ли он в новых условиях? И как именно будут развиваться события дальше? Стоит ли инвестировать деньги в антиквариат или пришло время обращать средства в иные активы? Эти и многие другие вопросы не сходят с повестки дня вот уже несколько месяцев. И если первый из них, казалось бы, утратил актуальность, остальные все еще не имеют определенных ответов.
Антикварный (да и арт-) рынок относится к прочим «рынкам» лишь по первичному признаку товарно-денежных отношений. Сложный и нередко противоречивый феномен, он живет по своим собственным законам, которые далеко не всегда поддаются прогнозам. Прежде всего, антикварный рынок сильно дифференцирован. То, что справедливо относительно старых мастеров, не имеет никакого отношения к маркам, оружию и уж тем более к современному искусству. Другой нюанс — волатильность конечной цены. В отличие от нефти, акций и жилья, антиквариат не является биржевым товаром. Фактическая стоимость произведения определяется по совокупности множества субъективных факторов, и зачастую интуитивно. Убедительный провенанс и красноречие иного аукциониста могут существенно поднять цену, создав прецедент, способный «подтянуть» статистику и оказать влияние на итоги дальнейших сделок.
Таким образом, прогнозы инвестиционных рисков актуальны исключительно в отношении конкретных направлений. Конечно, кризис оказал и некое общее воздействие, как то: снижение покупательской способности и уверенности среднестатистического «клиента». Но, несмотря на это, каждая грань антикварного рынка должна быть рассмотрена в отдельности, с учетом своих, специфических факторов Сегодня, в преддверии IV Антикварного книжного салона, будет целесообразно обратиться к направлению букинистики. В отличие от «голубых фишек» — живописи импрессионистов, модернистов и ключевых старых мастеров, антикварная книга относится к тем категориям, которые обладают высокой стабильностью при достаточно низкой ликвидности. Иными словами, букинистика не является тем «активом», который позволяет быстро вкладывать и выводить средства. Продажа объективно ценного старинного фолианта может потребовать определенного времени. При этом продавец должен обладать неким бэкграундом — знанием вопросов ценообразования, круга потенциальных покупателей и некоторых других аспектов. Услуги профессионального дилера неизменно повлекут за собой дополнительные расходы, связанные с оценкой, премией и, возможно, реставрационными работами. В условиях кризиса это может свести на нет преимущества самой перспективной инвестиции.
Тем не менее старинная книга была и остается объективно надежным вложения средств. Несмотря на то, что букинистика (в отличие от современного искусства) подразумевает «долгие» деньги, цены на антикварные издания продолжают медленно, но неуклонно расти. Подтверждением тому могут стать примеры из архивов ведущих аукционных домов. Осенью 2005 года Sotheby’s продал собрание трудов голландского ученого и картографа Виллема Янсзона Блау. Итоговая стоимость шеститомного издания середины XVII века составила £153 600. Полвека назад, весной 1957 года, этот же комплект ушел с молотка Christie’s всего за £500. Эта информация приведена в качестве примера, не стоит считать ее общей тенденцией. Но, согласно статистике российских экспертов, стоимость отдельных изданий может увеличиться до 7−10 раз в течение одного десятилетия.
Инвестиции в букинистику носят долгосрочный характер. Как правило, большая часть книг покидает рынок на несколько десятилетий. Среднестатистический коллекционер составляет библиотеку в среднем возрасте и расстается с ней на склоне лет, оставляя своим наследникам. Таким образом, книги, купленные сейчас, вернутся на рынок не раньше 2030−2060-х годов. Рынок букинистики консервативен и не подвержен сколь бы то ни было серьезному влиянию моды или pr-технологий, он подразумевает терпение и личную заинтересованность. Поэтому кризис, который, по самым пессимистичным прогнозам, продлится не более 2−3 лет, едва ли нарушит устоявшуюся систему ценообразования.
Возможно, что некоторые коллекционеры выставят свои собрания на торги с целью вывести деньги и вложить их, например, в бизнес. В реалиях кризиса это решение повлечет за собой скорее убыточную (для продавца) сделку. Покупатель, в свою очередь, получает возможность покупать книги по более низким ценам, делая интересную инвестицию в долгосрочной перспективе. Однако попытка перепродать коллекцию, скажем, через несколько месяцев, скорее всего, не принесет никаких дивидендов.
Итак, вложения в букинистику оправданы при условии тщательного расчета и готовности выждать некоторый период времени. При этом эксперты не рекомендуют покупать в инвестиционных целях языковые словари, учебники, медицину и прочую узкоспециализированную литературу. Гораздо легче будет продать книги про охоту, промышленность, историю, выдающихся персонажей прошлого. Рассматривая русскую литературу, стоит особенно отметить прижизненные издания классиков. Нужно иметь в виду и то, что дорогая книга растет в цене быстрее дешевой и, следовательно, наиболее привлекательна с точки зрения инвестиций.
Как показывает практика, не стоит приобретать неполные комплекты и, тем более, отдельные части собраний. Стоимость комплекта, в котором отсутствует хотя бы один том, будет значительно ниже. Исключением могут стать лишь утраченные тиражи. Например, отсутствие сгоревшего целиком 5-го тома Грабаря не является дефектом.
Издание, в котором недостает иллюстраций или присутствуют восстановленные страницы, также теряет в цене. Исключением являются лишь крайне редкие, дорогие экземпляры. Поврежденная и «запущенная» книга может обернуться дополнительными расходами на восстановление. Еще больше проблем принесет некачественная или непрофессиональная реставрация.
Важно учитывать, что книги обладают синергетическим эффектом. Подборка на одну общую тему будет пользоваться большим спросом, чем отдельные издания. Наилучшим вариантом представляется тщательно составленная и каталогизированная библиотека. Такой лот неизменно найдет своего покупателя и уйдет по гораздо более высокой цене.
Приобретая книгу, следует обращать внимание на печати и следы от них. Не исключено, что ценный фолиант является собственностью государственной библиотеки, и это может повлечь за собой крайне неприятные последствия. Печать может быть частной, дореволюционной, но ни в коем случае не советской. Следует учитывать и то, что многие несуществующие сегодня фонды были реорганизованы или перешли под начало других инстанций. Так, знак Румянцевского музея, скорее всего, указывает на то, что издание числится в картотеке Российской государственной библиотеки. В то же время, частные печати и, тем более, экслибрисы являются атрибутом «истории вещи», что может сыграть на руку продавцу.
В завершение стоит сказать несколько слов о том, где и как лучше всего приобретать антикварные книги. Наиболее привлекательной с финансовой точки зрения выглядит частная сделка. В этом случае покупателю не придется переплачивать комиссионное вознаграждение и НДС. С другой стороны, это предполагает хорошее знание предмета и определенную степень доверия между заинтересованными сторонами.
Западные аукционы гораздо предпочтительнее отечественных с точки зрения организации и ценообразования. Однако, покупая антиквариат за рубежом, можно столкнуться с трудностями его ввоза в страну. Наиболее доступным, хотя и не самым выгодным «каналом» остаются букинистические лавки и антикварные магазины, готовые взять на себя ответственность и оказать грамотную консультацию. Аналитики рынка советуют обращаться к услугам столичных дилеров, которые обладают высоким профессионализмом и более адекватной системой ценообразования.