Christie’s и Sotheby’s делают ставку на Россию
Такого количества шедевров одновременно Москва не видела никогда. Крупнейшие аукционные дома мира Sotheby's и Christie's International привезли в столицу главные топ-лоты своих будущих торгов, которые пройдут в конце октября – начале ноября в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке.
Первым свои шедевры представил Christie's, который провел 14 и 15 октября выставку в недавно отреставрированном доме Черткова. В экспозицию были включены около 50 работ, в том числе произведения Гончаровой, Моне, Гогена, де Кунинга, Уорхола, Баранова-Россине, Тернера и Каналетто. Оцененная в $40 000 000–60 000 000 «Зарисовка к автопортрету» Френсиса Бэкона также вошла в выставочную программу дома.
Днем позже, 16 октября, в залах Музея современного искусства открылась экспозиция Sotheby's. По предварительным подсчетам общий эстимейт представленных здесь работ превысил $250 000 000. На протяжении четырех дней счастливые обладатели пригласительных билетов могли оценить великие шедевры Пикассо, Мунка, Модильяни, Моне и, конечно, лидера предстоящих торгов Эдгара Дега, – его «Отдыхающая танцовщица» будет выставлена на вечерние торги Sotheby's 3 ноября с оценкой более $40 000 000. За уникальной пастелью Дега следуют «Вампир», эпохальная экспрессия Эдварда Мунка, и «Арлекин» Пикассо, бесценный и практически не известный ранее холст великого модерниста.
Оба аукционных дома проводили свои выставки в России и раньше. Первая из них состоялась еще в далеком 1988 г., а этим летом подобной чести удостоился Санкт-Петербург – в первый и, хочется верить, не в последний раз. Несколько крупных выставок состоялись в прошлом году, когда Christie's привез в Москву принты Уорхола и одно из пасхальных яиц Фаберже. Однако сегодняшние экспозиции вышли на качественно новый уровень: сотня шедевров c оценкой более $500 000 000 – такого размаха у нас еще не встречали.
Интерес ведущих аукционистов Европы к России вполне понятен. Финансовый кризис больно ударил по арт-рынку. И если более мобильные маленькие дома не так сильно пострадали от внешних факторов, то гиганты, вроде того же Sotheby's, в полной мере ощутили последствия троекратного падения цен на акции и на нефть. Перед всеми встала одна и та же проблема – люди перестали покупать: одни потеряли слишком много денег, другие застыли в тревожном ожидании, не зная, что же произойдет завтра. И хотя надежность инвестиций в искусство не раз доказывала свою состоятельность, тем не менее никто (вопреки прогнозам) не стал торопиться обращать свои накопления в модернизм. В этих условиях коллекционеры из стран советского блока видятся устроителям аукционов, пожалуй, единственным средством поднять продажи пусть не на прежний, но на приемлемый уровень. Что они, впрочем, и не скрывают.
За считанные несколько лет развитие спроса на искусство в России вылилось в настоящий бум. Разросшийся класс состоятельных людей проявил невиданный ранее интерес к прекрасному и в самые короткие сроки превратился в одного из ведущих игроков на глобальном арт-рынке. «Буквально за два года искусство вошло в моду и стало средством подчеркнуть социальный статус», – говорит директор московского фонда «Современный город» Тереза Мавика (Teresa Mavic). Дело, наверное, не только в моде, но факт остается фактом, и русские коллекционеры стали самыми желанными гостями европейских аукционов и галерей, которые не понаслышке знают о последних приобретениях Романа Абрамовича и Виктора Пинчука.
Оправдает ли себя расчет на Россию – покажет время. Как справедливо отмечает агентство Bloomberg, у нас тут тоже не все в порядке. Однако, по словам директора отделения «Sotheby's – Россия и СНГ» Михаила Каменского, перспективы реабилитации арт-рынка все же есть. «Огромное количество людей за последние месяцы потеряли весьма существенные состояния, и если бы они не ощущали перспектив рынка искусства, то они бы выставляли свои коллекции на аукционы, – говорит он. – Пока мы не получили ни одного звонка от крупного коллекционера русского или западноевропейского искусства с предложением продать какую-либо часть своего собрания». Согласно Каменскому, главные сложности начнутся в том случае, если люди начнут «сбрасывать» искусство, что приведет к его обесцениванию и еще более глубокому кризису. С другой стороны, возможный покупательский бум может спровоцировать волну спекуляции и роста цен, что так же не кажется здоровой тенденцией.
Никто не знает, как будут развиваться события дальше. Будет ли это волна «аварийных» инвестиций в прекрасное или арт-рынок переждет кризис в «подвешенном» состоянии и, затем, вновь продолжит свое развитие? И сыграют ли русские коллекционеры отведенную им роль? Время покажет. А пока можно пойти посмотреть Мунка.