Финансовый кризис провоцирует бум на рынке антиквариата

Финансовый кризис провоцирует бум на рынке антиквариата

21.10.2008
Новости

На фоне нестабильности мировых фондовых рынков во всем мире наблюдается бум нетрадиционных форм инвестиционной активности. Это, в первую очередь, вложения в антиквариат, в алкогольные напитки или в украшения.
Годовой объем антикварного рынка в РФ оценивается в 500–700 млн долларов. При этом инвестиции в антиквариат приносят в среднем 20-30% годовых.
Основа российского антикварного рынка – это, разумеется, русское искусство. Бешеный спрос со стороны российских инвесторов в последние годы привел к тому, что русское искусство на какое-то время стало двигателем мировой аукционной торговли. "На рынке больше русских коллекционеров, чем русских картин", – объясняли в Sotheby's.
Однако, похоже, русское искусство было переоценено. "По моему мнению, русское искусство начинает несколько "провисать", – поделился в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" антиквар Григорий Бальцер. – Особенно популярным несколько месяцев или год назад был русский XIX век, когда цены взлетали и был фантастический спрос. Сегодня, после многих дел, связанных и с проблемами экспертизы, и с подделками, люди начинают обоснованно опасаться".
При этом антиквар Кирилл Данелия отмечает следующий тренд: "С перемещением наших коллекционеров в Лондон и Нью-Йорк на полупостоянное место жительства начинает расти интерес к Востоку. Также это связано с ростом экономического интереса к Китаю и Индии".
По словам экспертов, своего рода Лондонской биржей для рынка антиквариата являются Парижская антикварная биеннале и салон в Мастрихте (Голландия). "Эти салоны существуют, главным образом, не для того, чтоб показать какие-то предметы, а для того чтобы задать уровень цен на полгода, на год веред", – подчеркивает Г.Бальцер. "Аниткварные салоны являются лакмусовой бумажкой: людей посмотреть, себя показать... возможность увидеть что-либо новое, – продолжает К.Данелия. – Например, на Азиатской неделе в Нью-Йорке, увидеть сразу 20 крупных галерей, которые разбросаны по всему миру".
В России в свою очередь на сегодня еще немного открытых антикварных салонов, поэтому отечественные коллекционеры, еще "не переехавшие на полупостоянное место жительства в Лондон или в Нью-Йорк", по словам К.Данелии, ориентированы, главным образом, если говорить про русское искусство, на Sotheby's (Нью-Йорк) и Kristi"s (Лондон). Видимо, не успевают после Sotheby's и Kristi's пробежаться по салонам.
"Sotheby's и Kristi's для российского рынка являются топом, – морщится К.Данелия. – Хотя на Западе они являются всего лишь дилерскими центрами. Когда делаешь оценку вещи, есть аукционная оценка (нужно быстро продать) и есть страховая (ритейл). Они различаются в 2 раза, аукционная, естественно, ниже".
Отсутствие открытых салонов в России эксперт связывает с запретом на антикварную деятельность в СССР. "Как минимум в течение 50-70 лет нельзя было – это была статья!" – восклицает К.Данелия. Например, бывший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР Владимир Калиниченко отмечает: гибель актрисы Зои Федоровой, самоубийство министра внутренних дел СССР Николая Щелокова – за всем этим стоял антикварный и бриллиантовый бизнес.
Антиквариат в СССР был формой накопления, спекуляций, взяток и т.д., соответственно, коллекционирование преследовалось как преступление, и вовсе не без оснований. Более того, проблемой была контрабанда антиквариата: в середине 60-х, по неофициальным данным, до 20% объемов торговли в Латинском квартале Парижа составлял антиквариат, вывезенный из СССР.
Да что говорить, если до сих пор ЮНЕСКО отслеживает движение по миру предметов античного искусства. В 70-х гг. вступила в силу конвенция об охране памятников и запрете на их вывоз с территории стран, где эти произведения были обнаружены. "Египет до сих пор требует возвращения Нифертити у Берлинского музея", – вспоминает К.Данелия. Неудивительно, что в СССР уделяли серьезное внимание культурному наследию России.
Но как бы то ни было, открытых галерей в России сегодня немного. Коллекционеры из РФ, ориентируясь на Sotheby's и Kristi's (русское искусство), постепенно переключаются на искусство восточное, следуя в форматере мировых тенденций. "Если мы перестанем считать себя европейцами и не будем стесняться своей азиатской сущности, – резюмирует К.Данелия, – то это искусство будет расти. Опять же, от Китая и Индии никуда не денешься".
Говоря о доходности, эксперты отмечают, что это длинные инвестиции. Но античность или Египет, к слову, стабильно растут на 20-25% в год. При оценке старинных вещей принципиальную роль играет провенанс (история владения) и экспертная оценка антиквариата с хорошим реноме.
Остается добавить, что из предметов русского искусства непреходящей ценностью обладают русская икона (уникальное наследие Византии) и все, что связано с периодом советского авангарда.