Антиквар: торговец историей
Какой он, современный хранитель древностей? Высокий мужчина в дорогом костюме, с тростью и в пенсне или пожилой, несколько потрепанный временем человек, который, кажется, жил в те времена, к которым относится его товар. Где он работает? В центре Москвы на Арбате, в роскошном салоне с гордым названием «Антикварные изделия» или в небольшом, похожем на подвальное помещение месте без вывески? Где он учился, как открыл свое дело, с чего начинал, кто его клиенты, кто он сам – торговец искусством или его ценитель?
Как овладеть профессией?
Удивительно то, что выучиться на антиквара негде. Ни один университет или институт не выдает соответствующего аттестата. Но, несмотря на отсутствие специального образования, в антикварном деле ценятся люди, обучавшиеся на историческом факультете МГУ, закончившие Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова, МГХПУ им.Строганова, окончившие курсы геммологов (диагностирующих и оценивающих природные, облагороженные и синтетические камни) при МГГА, а также институт «Гелос», относящийся к аукционному дому. Зачастую на подобных специальностях учатся люди, которые с детских лет приобщаются к антикварному делу, в их семьях есть фамильные драгоценности, коллекции картин или предметов быта. Ведь антиквариатом надо «болеть», чувствовать его каждой фиброй своей души. Научиться любить искусство и понимать его нельзя. Умение «общаться» с предметами дано от рождения, постепенно ты учишься разбираться в стилях, эпохах, предметах, набирается опыт в их оценке, систематизируешь свои знания по мировому искусству.
С чего начать и как открыть свой магазин?
Обычно в антикварное дело приходят люди с богатым жизненным опытом, которые овладели некой специальностью. И молодые люди, и состоявшиеся личности поначалу работают продавцом в антикварном магазине, где узнают о будущих клиентах, о стоимости вещей, о способах оценки — в общем, набивают руку. Конечно, даже на начальном этапе могут возникнуть трудности, ведь в магазин со столь дорогими товарами могут принять не первого встречного. В большинстве случаев устраиваются по знакомству: хозяин хочет застраховаться от воровства и доверять своему работнику. Ведь даже уборку в салоне проводят сами продавцы, поскольку уборщицы могут по неаккуратности задеть раритет. О чистоте предметов магазина заботится тоже консультант.
В целом работа достаточно сложная. Нужно знать о каждом предмете не только информацию из каталога, которую может прочесть любой покупатель, но и историю, не занесенную ни в одну книгу.
Через некоторое время, когда подзаработаешь и наберешься опыта, ты начнешь сам составлять свою коллекцию и, вполне возможно, станешь директором магазина, не своего – пока не своего. Здесь будут важны правильная оценка предметов салона, общение с персоналом, тренинги и лекции, посвященные вновь прибывшему товару. А также общение с коллегами в этом бизнесе, с постоянными покупателями, поиск новых ценителей старины и поставщиков. Какой вершины можно достигнуть в антикварном деле? Конечно же, открыть свой салон. Обычно это происходит тогда, когда у тебя накопился определенный запас антикварных вещиц, ты явно не беден и готов вложить солидные суммы в новые ценности.
Как найти товар?
До сих пор работают старые методы: ты даешь объявление в газету или ставишь людей в центре города с табличками «куплю антиквариат», посещаешь блошиные рынки мира, выискиваешь бабушек, сохранивших семейные реликвии.
Как найти покупателей?
Ценителей предметов старины становится с каждым днем все больше. Твоими клиентами могут стать просто случайные люди, зашедшие в твой магазин, с которыми ты ранее не был знаком. Ими могут стать все те, кто постоянно крутится в это мире, – люди, регулярно пополняющие свои коллекции. С ними ты познакомишься за время работы простым продавцом.
Антиквар – это человек, который любит предметы искусства и сам их коллекционирует. Неотъемлемая составляющая его личности – коммерческая жилка. Он должен увидеть ту вещь, что понравится клиентам, выбрать ее из миллиона других. Антиквар понимает, что основную прибыль он получит не с того, что продаст втридорога свою находку, а с того, что дешево купит интересный экземпляр. Ведь всучив заказчику слишком дорогую вещь, он рискует потерять того навсегда.
Маргарита Вагнер