Миграция антиквариата
Почему считается, что мигрируют только люди. Мигрируют (и имеют на это право, если соблюден закон) ценные предметы искусства и культуры. Что знаем мы об этой миграции?
В римском доме кинодраматурга Эннио Де Кончини я видел русские иконы XVI-XVII веков, подаренные в свое время автору сценариев фильма "Развод по-итальянски" и сериала "Спрут" Никитой Сергеевичем Хрущевым. Наш лидер любил его творчество, знал о художественных пристрастиях итальянца и при случае не мог себе отказать в удовольствии преподнести ему в подарок старинную икону или кавказский кинжал... Подобные ценности эмигрировали в Италию свободно и даже с почетом.
В отдалении от исторического центра Рима на улице Винья Мурата за высокой, почти крепостной стеной стоит дворец графа Эрнесто Витетти. Несколько раз в год граф устраивает вечера-маскарады и показывает гостям "секретные" залы. Там хранится его коллекция военных форм всех армий Европы - от XVIII века до наших дней. Гордость коллекционера - русские мундиры и одежды XVIII-XIX веков. Здесь словно выстроились царские уланы, драгуны и кирасиры. В застекленных витринах - ордена, кресты, звезды, медали, украшавшие мундиры Суворова, Багратиона, Кутузова, Барклая де Толли. Правда, нет ни одного ордена из наград Сталина, Жукова или Хрущева.
И все же это ли не вершина коллекционерского творчества за рубежами России? Но есть ли вообще вершина?
...Римский фешенебельный квартал Пинетта, улица Лиеджи. Второй этаж дома N 16 занимает граф Джузеппе Пиерони, 75-летний потомок древнего итальянского рода.
- По национальности я итальянец, но по духу русский, - рассказывал мне в одну из наших встреч Пиерони, - вернее, чувствую себя русским, хотя никогда не бывал в России. Странно, не правда ли? Наверно, теперь уже и не доберусь...В нашей семье русскую коллекцию начал собирать еще мой дед. Теперь в нее входит более 500 единиц. Например, царский сервиз на 24 персоны или пара ваз - это лишь одна "единица хранения". В моей коллекции - 63 русские иконы XVI-XVIII веков. Мечтаю довести их количество до ста.
А моя коллекция картин? Это словно живые люди, точнее сказать, добрые духи. Я одинок и по вечерам авторы картин и те, кто на них изображен, собираются в моих залах и рассаживаются в глубоких креслах. Вот князь Пьер Демидов, еще совсем юный. Его портрет написал живший в Италии русский художник Ананов, огромный талант. Еще один портрет Демидова - накануне бракосочетания с итальянской принцессой, выполненный неаполитанским художником Морелли в 1852 году.
А это портрет Петра Ильича Чайковского. Его сделал великий итальянский художник Болдини, когда композитор жил во Флоренции.
(От себя добавлю: у нас Болдини мало известен широкой публике, между тем он считается предтечей импрессионистов, его женские портреты по красоте спорят с работами Ренуара. Здесь воспроизведена одна из них. - М.И.)
В моей коллекции многое напоминает о Рудольфе Нурееве. Когда знаменитый танцор бывал в Риме, он всегда посещал мой дом и приносил какой-либо сувенир. Рудольфа давно нет с нами. Но я знаю, что он среди моих "духов". Вот его костюм из парижской квартиры, записная книжка. Но самое ценное - крест, который был на стене в спальне Николая II и затем долгое время принадлежал Нурееву.
"Я не знаю, куда отойдут части моей коллекции после меня, - закончил ту нашу встречу Джузеппе Пиерони. - Но надеюсь, что русские люди узнают о ее существовании".
Михаил Ильинский