Stockholm Auktionsverk `выехал` на иконах

Stockholm Auktionsverk `выехал` на иконах

08.10.2008
Новости

Аукционный дом Stockholm Auktionsverk провел крупные русские торги, которые состоялись 2 и 3 октября в столице Швеции. Вниманию коллекционеров (преимущественно русских) была представлена уникальная коллекция живописи, графики и икон, а также мелкая пластика, ювелирные украшения и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. В общей сложности, Stockholm Auktionsverk выставил на продажу 459 лотов.
Более половины лотов были выставлены 2 октября в рамках первой сессии аукциона, завершившейся безусловным провалом. По итогам продаж было реализовано менее 50% произведений, при этом не была продана большая часть топ-лотов, а некоторые из них ушли с молотка гораздо ниже эстимейта. Так, оцененная в
SEK 2 000 000−3 000 000 картина «Певец» Константина Егоровича Маковского (1839−1891) перешла в руки нового владельца всего за SEK 1 500 000.
Напротив, высокий результат показал ночной пейзаж Ивана Константиновича Айвазовского (1817−1900) «Уголок Константинополя в лунном свете. Вид с моря», который был продан с двойным превышением эстимейта и стал, таким образом, главным топ-лотом аукциона. Итоговая стоимость холста составила SEK 3 300 000.
Достойный результат показала датированная 1888 г. жанровая композиция Харитона Платоновича Платонова (1842−1907) «Торгующие у ворот». Оцененная в SEK 800 000−1 000 000 картина принесла аукционному дому
SEK 1 450 000. В провенансе этого холста значится частная шведская коллекция.
В числе непроданных лотов стоит отметить картину Александра Богдановича Виллевальде (1857− после 1906) «Кавалерийская стычка в деревне». Оцененный в SEK 1 500 000−1 800 000, этот холст так и не нашел своего покупателя. Такая же участь постигла картину П.Н. Грузинского «Чистильщики лошадей» (эстимейт SEK 1 700 000−2 200 000), пейзаж П.П. Кончаловского «Поле в Крылатском» (эстимейт SEK 3 000 000−3 600 000) и множество других произведений.
Подводя итоги первого дня торгов, Stockholm Auktionsverk объяснил неудовлетворительные результаты мировым финансовым кризисом, низкой активностью русских коллекционеров и даже посчитал процент падения российского фондового рынка. Однако результат следующей сессии торгов, где были представлены иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, объяснить гораздо сложнее. При столь же низком проценте продаж этот стринг демонстрировал поистине феноменальные повышения эстимейтов.
Искусно написанная икона Святого Георгия Победоносца, датированная началом ХХ в., была выставлена на продажу с предварительной оценкой SEK 50 000−70 000. В процессе торгов итоговая стоимость иконы поднялась ровно в 10 раз и составила SEK 700 000.
Шестикратное повышение старта продемонстрировал маленький образ Святого Николая Чудотворца в серебряном окладе, датированный началом ХХ в. Оцененная в SEK 10 000−12 000 икона была продана за SEK 60 000.
Аналогичная ситуация сложилась и в категории декоративно-прикладного искусства. Самая высокая сумма, SEK 1 250 000, была уплачена за нефритовую с серебром шкатулку, созданную в 1875 г. в петербургской мастерской Сазикова. Стартовая цена этого небольшого изящного изделия составляла всего SEK 150 000.