Раз картина, два картина
На фоне постоянных колебаний нефтяных контрактов и курсов валют, падения цен на бриллианты и роста котировок золота единственно ценными и значимыми эквивалентами мировой стоимости являются предметы искусства.
Во времена СССР первоочередное право выкупа предметов искусства принадлежало государству. В специальных комиссионках, на художественных салонах и выставках сидели представители закупочных комиссий, которые должны были первыми оценить выставленный на продажу предмет и по мере его художественной ценности принять решение – нужен он государственной казне или нет. А если да, то выкупить его.
Ворвавшись в рыночные отношения, Россия заняла позицию одного из крупнейших мировых покупателей произведений искусства и антиквариата. Как и у любого рынка, у российского своя специфика. Более 80% отечественных коллекционеров и галеристов отдают предпочтение именно русским, советским, а теперь уже и российским предметам искусства. Лидерами частных коллекций в нашей стране являются картины, за ними следуют фарфор, скульптура, мебель, старинное и современное оружие.
Собирательство антиквариата – дело дорогостоящее и ненадежное. До 60% старинных статуэток, картин, часов и гравюр – подделки. Поэтому у современных коллекционеров новая мода. Они делают ставки на еще живущих авторов.
У российских коллекционеров есть прекрасный хрестоматийный пример – Павел Михайлович Третьяков, который стал одним из первых русских венчурных вкладчиков в предметы искусства. В 26 лет он решил коллекционировать картины, и первые шаги были сделаны в сторону антиквариата – попыток сконцентрироваться на картинах старых голландских мастеров. Путь оказался тупиковым – слишком дорогим и без гарантий. (Уже тогда подделывались старые имена, а за европейских авторов выдавали отечественные новоделы.) Интуиция подсказала молодому коллекционеру не спешить и сконцентрироваться на современных, еще живущих авторах: покупая свежие картины, он сразу же отсек от себя поддельные. При этом большая часть картин приобреталась за небольшие деньги. Третьяков постоянно открывал новые имена, покупал картины оптом, делал предварительные заказы. Постепенно коллекционер стал популярным как в среде дворянства и буржуазии, так и среди творческой интеллигенции. К нему приходили неизвестные художники, просили раскрутить их. Его имя стало гарантом вкуса и верного вложения, поэтому к нему обращались купцы и люди из высших сословий с просьбами подсказать наиболее талантливых и значимых авторов, дать рекомендации перед тем или иным художником.
Многие современные коллекционеры перенимают положительный опыт и выходят на арт-рынок современного искусства, как на охоту. Есть авторы, которые пока стоят копейки, но все признаки указывают на их коммерческую и художественную перспективность в будущем. Есть старые художники – из числа тех, кто начал свою деятельность еще во времена СССР. Их работы весьма перспективны с точки зрения вложений средств.
Арт-выставки, ежегодно проходящие в Москве, привлекают не только местных российских коллекционеров, но и иностранцев. Особенно китайцев, которые скупают картины сотнями, не глядя, выкладывая за них десятки тысяч долларов. Так как новые картины можно вывозить из страны беспрепятственно, их контейнерами отправляют в Китай. Местные художники пускают идеи российских уже на поток – штампуют полотна по образцам, купленным в России. Причем все делается в ручную, используются только настоящие холсты и масляные краски либо хороший ватман и акварель. Затем работы по цене от 10 до 15 долларов продаются опять же за рубеж – в основном Европу, США. На Кипре и в Лос-Анджелесе, в Каннах и Лондоне в туристических центрах и сувенирных магазинчиках русские сюжеты, скопированные предельно точной рукой китайского мастера, сбываются уже по цене до 50 долларов за полотно. Но это уже не имеет никакого отношения к настоящему искусству.
Присутствует на рынке и такое понятие, как художественное рабство. С неизвестным или не очень разрекламированным художником подписывается договор, согласно которому ему выплачивают оклад и гонорар за каждую картину. При этом все результаты творчества остаются у спонсора – того, из чьего кошелька оклад и премия. Самостоятельно продать ни одной, даже маленькой картинки художник на время действия контракта не может. За нарушение договоренностей ему грозит огромный штраф. Правда, держатели контракта организуют промоушен своему автору, выводят его на выставки… России известны случаи, когда к моменту завершения художественного рабства – окончанию договора автор исчезал. Его не могли найти ни среди живых, ни среди мертвых.
Ну и, конечно, по-прежнему остается очень высоким интерес россиян к ведущим аукционным домам. По неофициальной информации, 40% покупателей самых крупных и дорогих лотов составляют выходцы из стран бывшего СНГ.