Химеры, сады и караты
Драгоценности современных ювелирных брендов, выставленные на Антикварной биеннале в Париже, могут войти в историю
Участники 24-й Антикварной биеннале в Гран-Пале в Париже — 92 галереи со всего мира, представляющие живопись, скульптуру, предметы интерьера, старинные монеты и фолианты. Особое место в этом собрании раритетов занимает ювелирная экспозиция. Бутики Cartier, Van Cleef & Arpels, Chanel Joaillerie, Dior Joaillerie и Harry Winston расположены по обе стороны одной «ювелирной улицы», de Grisogono — чуть поодаль, в павильоне за углом. Большие ювелирные бренды, участвующие в биеннале с конца 50-х годов, — единственные, кому организатор выставки, Национальный синдикат антикваров Франции, позволяет представлять здесь современные творения. Правда, с оговоркой: только уровня высокого ювелирного искусства, созданные специально для этого мероприятия, желательно существующие в единственном экземпляре.
Украшения трех веков
Коллекция ювелирно-часового Дома Cartier состоит из 70 предметов и впервые построена вокруг одного мотива — химер, драконов и змей. Каждое из существ выполнено по оригинальному рисунку, никогда ранее не встречавшемуся у Cartier. А вот эскизы и описания представленных в соседних витринах шести старинных украшений — двух тиар конца XIX века, двух ажурных колье 1910-х, броши-пальмы из эмалированного золота с «плодами» огранки бриолет 1939 года и церемониального колье махараджи Патиалы 1928 года — бережно хранятся в архивах Дома. Специальный департамент Cartier выкупает подобные вещи для собственной коллекции, при необходимости реставрирует их, а продает лишь в том случае, когда в Дом попадает аналогичная вещь классом выше.
Многонациональный букет
В павильоне напротив ювелирно-часовой Дом Van Cleef & Arpels «разбил» сады: цветы и другие растения итальянского сада времен Ренессанса, традиционного французского, романтического английского и дальневосточного — четыре мотива большой коллекции Les Jardins («Сады»). Она в очередной раз продемонстрировала, что VC&A не исчерпал свою фирменную флористическую тему и вариации ее могут быть бесконечными. Кстати, 80 предметов, представленных на биеннале (почти все они проданы в первый же день), — лишь часть коллекции, еще 60 дополнят экспозицию в ближайшее время.
Цветы на эмали
Тема драгоценной флоры царит и в павильонах Chanel Joaillerie и Dior Joaillerie. Первый Дом в очередной раз обыграл тему камелии — так, в ожерелье Poudre три бриллиантовые грозди свисают между двумя цветками, а бриллиантовые лепестки броши с огромным турмалином параиба украшает прозрачная эмаль того же бирюзового цвета. Особые дорогие эмали ярких люминесцентных цветов используются в коллекции украшений Milly Carnivora, представленных Dior Joaillerie. Это продолжение ювелирного собрания Belladone Island — подвижных экзотических цветов. На этот раз плоды фантазии ювелира Виктуар де Кастеллан немного скромнее — перед нами сдержанная версия из белого золота и бриллиантов.
Большие и редкие
В павильоне Harry Winston впечатляет, скорее, не дизайн, а размеры и общий вес огромных бриллиантов — недаром украшения объединены названием «Невероятные». Особого внимания заслуживает сапфир падпараджа весом в 37,92 карата в центре одного из ожерелий: в связи с военными действиями в Шри-Ланке, где их добывают, ювелиры перестали покупать у этой страны и без того редкие камни и теперь последние обещают превратиться в настоящий раритет.
На стенде бренда de Grisogono, который участвует в биеннале впервые и потому получил место чуть вдалеке от основной «ювелирной улицы», царит излюбленная цветовая палитра владельца компании Фаваза Груози — зеленые изумруды, синие сапфиры в сочетании с белыми и желтыми бриллиантами. Лучшее воплощение она обрела в ожерелье в форме павлина, распушившийся хвост которого, как палантин, укутывает шею.
Цены на украшения на биеннале такие же исключительные: сумма в миллион здесь обычное дело, впрочем, даже умноженная на десять, она мало кого шокирует. Но, если задуматься, это не так уж дорого, ведь эти украшения имеют шанс войти в историю ювелирного дела.