Живопись скандинавского авангарда на торгах в Копенгагене
Bruun-Rasmussen анонсировал крупный тематический аукцион «CoBrA», который пройдет в Копенгагене 6 октября. В каталоге торгов будут представлены 112 произведений художников одноименного творческого объединения, таких как Асгер Йорн, Карел Аппель, Пьер Алешинский и многие другие.
Авангардная арт-группа «Кобра» возникла в Европе в конце 1940-х гг. как объединение художников, искавших новую философию искусства и новые средства художественной выразительности. Основателем и главным идеологом движения выступил датский живописец Асгер Йорн (Asger Jorn, 1914−1973). Совершая регулярные поездки в Париж, Брюссель и Амстердам, он неустанно искал новых соратников и единомышленников, призывая их делать «спонтанное жизненное искусство, экстатическое и иррациональное». Идеи Йорна нашли отклик среди самых разнообразных художественных «конфессий» послевоенной Европы: экспрессионистов, абстракционистов, постдадаистов, последователей Сальвадора Дали и Пита Мондриана. Вскоре к Йорну примкнули бельгийские художники Кристиан Дотремон и Филипп Нуаре, затем − молодые голландские живописцы из арт-группы «Рефлекс» (Reflex): Карел Аппель, Констан Нювенхайс (Constant Nieuwenhuys) и Корнелис ван Беверло (Cornelis van Beverloo). Участники группы пытались выработать абстрактный язык форм, который мог бы в большей степени, чем сюрреализм, выражать бессознательное. Отрицая любые определения и клише, художники предпочитали называть себя просто «новыми дикими». Название «CoBrA» было придумано К. Дотремоном по первым буквам родных городов участников (Копенгаген−Брюссель−Амстердам). Осенью 1948 г. в парижском кафе «Нотр-Дам» участники группы подписали манифест, который гласил: «Новый материалистический реализм нуждается в сплаве сюрреалистических грез с жестокой действительностью».
Главным топ-лотом Bruun-Rasmussen станет картина «Множество мелких предметов» (Une foule de petits sujets) кисти бельгийского авангардиста Пьера Алешинского (Pierre Alechinsky, род. 1927). Яркая, «фовистская» абстракция, датированная 1967 г., будет выставлена на торги с рекордным эстимейтом ?400 000−470 000. Талантливый график и живописец, Алешинский стоял у истоков «Кобры». В начале 1950-х гг. он участвовал в первой и второй выставках группы, проходивших в Амстердаме и Льеже. Впоследствии художник сблизился с американским авангардом и в середине 1960-х гг. примкнул к группе Андре Бретона. Более ранняя картина Алешинского, «Zéro de Conduite» (1961) будет выставлена на продажу с оценкой ?270 000−335 000.
В числе достаточно большого количества произведений Асгера Йорна стоит отметить картину «Летящий вор» (Voleur Volant), датированную 1958 г. Эстимейт холста составляет ?335 000−400 000. Немного дешевле оценена работа «Встреча на ярмарке» (Rencontre à la Kermesse), которая будет продана за ?295 000−335 000. Эти произведения являются лучшим примером творческих установок группы. Йорн создавал экспрессивные полуабстрактные композиции, отличающиеся яркой цветовой гаммой. Нередко на его холстах, вдохновленных первобытным и народным искусством, появляются искаженные человеческие фигуры. Художник также брал за основу детский рисунок и скандинавскую мифологию.
Следующей работой Асгера Йорна, которую можно отнести к категории топ-лотов аукциона, стал холст «Без защиты», оцененный в ?215 000−240 000. Напомним, что самой дорогой на сегодняшний день картиной художника является «Сначала было изображение», которая была продана весной 2002 г. на торгах Christie’s за $2 099 500.
Третьим участником объединения, чье произведение вошло в число пятерку лотов Bruun-Rasmussen, стал голландец Карел Аппель. Его картина «Композиция» будет выставлена на торги с эстимейтом ?270 000−335 000. Можно сказать, что Аппель был не только одним из самых идейных художников «Кобры», но и самым из них плодовитым: общее количество произведений автора, проданных на мировых аукционах за последние годы, превышает 6500.