Импрессионисты без Моне, ХХ век без Уорхола
В Нью-Йорке 7 октября пройдут сразу две сессии аукциона Sotheby’s Impressionist and Modern Art including Latin American and Russian Art. На торгах будут представлены 327 произведений конца XIX – начала XX в., включая, как следует из названия, работы русских и латиноамериканских мастеров. Стоит отметить, что Sotheby’s не выставит на продажу миллионные «хиты», оставив их, видимо, для ноябрьских аукционов, которые пройдут в Нью-Йорке, Париже и Милане.
А на этот раз топовым лотом торгов станет картина немецкого живописца Лессера Ури (Lesser Ury, 1861–1931) «La Madeleine», получившая оценку $70 000–90 000. Датированное 1928 г., это произведение относится к зрелому периоду творчества мастера, который, наряду с экспрессионистами, вошел в золотой фонд немецкого искусства ХХ в. Несмотря на то, что Ури был близок французскому импрессионизму, он никогда не относился к какому-либо обществу или течению, предпочитая работать в одиночку и в своей собственной неповторимой манере.
Немного дешевле, $60 000–90 000, оценена картина «Мы не последние» кисти итальянского живописца Зорана Антонио Мьюзика. (Zoran Antonio Music, 1909–2005). Эта гнетущая монументальная работа была написана автором в 1970-х гг. Она стала частью большой серии картин, созданных по мотивам воспоминаний о концентрационном лагере Дахау, где Мьюзик находился в заключении с 1944 по 1945 г.
Интересна работа русского художника Павла Федоровича Челищева «Клоун», которая будет выставлена на продажу с эстимейтом $50 000–70 000, что ставит ее на третье место в топ-пятерке аукциона Sotheby’s. Основатель мистического сюрреализма, Челищев прожил большую часть своей творческой жизни в Европе и Америке, куда он эмигрировал вскоре после победы революции. На протяжении нескольких лет Челищев работал в качестве театрального художника труппы Дягилева. Смысл его творчества, относящегося и к сюрреализму, и к виженари арт, художник объяснил в одном из своих писем домой теорией мистической перспективы. Как писал сам Челищев, мистическая перспектива отличается от обычной тем, что мир видится не изнутри вдаль, а в смешении всех четырех проекций одновременно. Он утверждал, что еще в 1920-х гг. нашел универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Лондоне и Париже.
Далее стоит отметить картину французского модерниста Бернара Баффе (Bernard Buffet, 1928–1999) «Ваза с цветами на столе», датированную 1998 г. Баффе является одним из самых востребованных французских художников второй половины ХХ в. Не так давно другая его работа, «Хризантемы», ушла с молотка токийского аукциона Mallet за $94 000. Эстимейт настоящего холста составляет $50 000–70 000.
С такой же оценкой будет выставлена на торги картина «Большой дадаистический коллаж» кисти другого французского модерниста, Марселя Джанко (Marcel Janco, 1895–1984).