`Русская десятка`: от Ротко до Яковлева

`Русская десятка`: от Ротко до Яковлева

09.04.2008
Новости

На мировом арт-рынке наблюдается настоящий бум на произведения русского искусства – как дореволюционных классиков, так и мастеров советской эпохи и художников постсоветской России. Можно назвать множество причин этого феномена: и рост российской экономики, и сопряженное с ним появление в стране немалого количества обеспеченных людей, готовых тратить значительные суммы на предметы искусства и антиквариата, и инвестиционная привлекательность арт-объектов на фоне неустойчивости мировых финансовых рынков. Ярким свидетельством этого небывалого ажиотажа стал рейтинг 10 самых дорогих живописных полотен, принадлежащих кисти русских художников, проданных на аукционных площадках за последние годы.
Главные критерии внесения того или иного произведения в список это, во-первых, аукционные результаты – они мало того что достоверны и открыты, но обычно еще и превосходят по объективности галерейные сделки. Во-вторых, принадлежность мастера к русским художникам определяется исключительно по месту рождения. Если живописец родился в Российской империи или в СССР, то он считается русским художником, вне зависимости от того, как в дальнейшем сложилась его судьба. К примеру, тот факт, что у Василия Кандинского в разные годы было и российское, и немецкое подданство, а умер он гражданином Франции, не является основанием усомниться в его русской идентичности. И последним требованием к включению мастера в Top 10 стал принцип «один художник – одна картина», т.е. в рейтинге участвует только самая дорогая работа, а все остальные картины этого мастера игнорируются. В противном случае все первые места пришлось бы отдать работам Марка Ротко.
Как раз полотно Марка Ротко (1903–1970), одной из ключевых фигур в американском абстрактном экспрессионизме, и возглавляет топ-лист. Его холст «Белый центр» был продан на прошлогодних торгах Sotheby’s за $72 840 000.
Марк Ротко (настоящее имя – Маркус Роткович) родился в российской черте оседлости, в Двинске, нынешнем Даугавпилсе в Латвии. В 1913 г. семья будущего художника переехала в США, в Портленд, штат Орегон. Прошедший через многие увлечения, в том числе сюрреализм и фигуративный экспрессионизм, в середине 1940-х Ротко предельно упростил структуру своих картин, ограничив выразительные средства несколькими красочными блоками, образующими особую композицию. Интеллектуальная основа его работ – это почти всегда вопрос трактовки. Ротко обычно не давал прямых ответов, рассчитывая на соучастие зрителя в осмыслении работы.
На втором месте рейтинга с большим отставанием от лидера расположился «отец абстракции» Василий Кандинский. Его знаменитая композиция «Фуга» в мае 1990 г. ушла с торгов Sotheby’s за $22 990 000. Работу приобрел фонд Бейелеров, и, за исключением нескольких дней в году, любой желающий может увидеть ее в музее фонда в швейцарском Базеле в соседстве с произведениями Пауля Клее, Марка Ротко, Пабло Пикассо, Френсиса Бэкона и других грандов искусства XX в.
Как Василий Кандинский был одним из основателей абстрактного искусства, так Алексей Явленский стал одним из первых идеологов зарождавшегося экспрессионизма. В феврале этого года за его портрет «Шокко в широкополой шляпе» на аукционе Sotheby’s было заплачено £9 428 000, что позволило занять мастеру третью строчку рейтинга самых дорогих российских художников.
Хаим Сутин (1893–1943) – российский живописец мирового уровня, один из самых значительных представителей парижской школы. Однако это имя долгое время было мало известно на родине. Сутин, уроженец еврейского местечка Смиловичи под Минском, был десятым ребенком в семье портного. В 20 лет он приехал в Париж, где среди почитателей его таланта позднее окажется даже великий Пикассо, купивший одну из картин художника. Самой дорогой аукционной работой Хаима Сутина на сегодняшний день является метровый портрет «Мужчина в красном шарфе» 1921 г., который в прошлом году ушел с молотка за £8 756 000.
«Супрематическая композиция» Казимира Малевича, одного из наиболее ярких революционеров искусства XX в., провозгласившего «конец живописи» и как манифестацию этого тезиса создавшего легендарный «Черный квадрат», в мае 2000 г. была приобретена коллекционером за $17 052 000.
Холст Марка Шагала «Юбилей» был продан в мае 1990 г. на торгах Sotheby’s за $16 335 000. Знаменитый художник создал собственное течение в экспрессионизме, включающее элементы наивного искусства, приемы сюрреализма, а также слои актуальных для периода создания работ модных течений.
Наталия Гончарова вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник. В своих творческих экспериментах Гончарова развивала идеи примитивистской живописи (неопримитивизма), включала в свои работы преобразованные элементы иконописи и лубка. Ее жанровая сценка «Сбор яблок» была приобретена на прошлогодних торгах Christie’s за £4 400 000.
Сенсацией аукциона Christie’s в июне прошлого года стало 5,5-кратное превышение предварительной оценки на полотно символиста Константина Сомова «Радуга», обретшее нового владельца за £3 300 000. С этим рекордом Сомов уверенно занял восьмое место рейтинга.
Лидер московского концептуализма, идеолог «коммунального пространства» Илья Кабаков разместился на девятой позиции списка. С суммой в £2 932 000, уплаченной за его «Жука», Кабаков стал самым дорогим из ныне живущих российских художников.
Замыкает Toп 10 самых дорогих произведений русских живописцев Александр Яковлев, чей «Портрет художника Василия Шухаева в его студии» в прошлом июне на торгах Christie’s был продан за £2 500 000. Получивший академическое образование, Александр Яковлев разработал особый портретный стиль, в котором современный взгляд сочетался с техникой, свойственной классической традиции.