Антикварный рынок не поддался коррекции
В Лондоне началась неделя аукционов искусства импрессионистов и модернистов. Весь антикварный мир с замиранием сердца ждал этих торгов: они должны были показать, как поведет себя арт-рынок в 2008 году. Падать арт-рынок, видимо, все же не собирается: за одну сессию вечерних аукционов Christie`s собрал £105 млн.
£105,4 млн ($207,4 млн.) общего итога, 29 лотов проданы дороже £1 млн, семь рекордов цен -- эти цифры должны заставить участников арт-рынка вздохнуть чуть-чуть спокойнее. Аукционы импрессионистов и модернистов Christie`s и Sotheby`s в Лондоне -- это первые большие торги нового 2008 года, которые должны стать индикатором будущего. А это будущее вызывает опасение.
В прошедшем 2007 году антикварный рынок поднялся до небывалых высот, перекрыв все прежние рекордные отметки и даже историческую вершину 1990 года, когда были куплены "Портрет доктора Гаше" Ван Гога за $82,5 млн и "Мулен де ла Галет" Ренуара за $78,1 млн. Помятуя о сильном падении рынка сразу вслед за этими достижениями, покупатели, продавцы и аналитики забеспокоились. Агентство Artprice, например, в январе 2008 года отметило падение доверия к сделкам с антиквариатом на 6%. Цифры, полученные на первом из целой сессии аукционов вечернем Christie's, должны успокоить игроков.
Всего собрано £105,5 млн -- это второй результат для торгов в Европе. В прошлом году Christie`s получил на аналогичных торгах £89,7 млн, так что налицо не просто стабильность, а явный рост. Самой дорогой картиной оказалась "Женщина в шляпе" Пабло Пикассо 1938 года, на которой изображена подруга художника Дора Маар,-- полотно ушло вдвое дороже ожидаемой суммы, за £5,7 млн. Более поздний, конца 1960-х, "Мужчина с ружьем" Пикассо продан за £5,6 млн.
Рекорд был поставлен для произведений Кеса ван Донгена -- £5,6 млн за картину с изображением танцовщицы из североафриканского племени улед-наиль. Вроде бы именно девушки этого племени изобрели то, что европейцы потом назвали танцем живота (танцовщица на полотне вполне одета, но это потому, что по правилам танца обнажалась она только под конец представления). Еще два рекорда -- работы Габриэль Мюнтер и Карла Шмидта-Ротлуфа -- говорят о том, что процесс "всплывания" в самую высокую ценовую категорию художников "второго ряда" так же актуален для европейской живописи, как и для русской.
Габриэль Мюнтер была подругой Василия Кандинского и полноправным членом группы немецкий экспрессионистов "Синий всадник", Карл Шмидт-Ротлуф -- один из основателей группы "Мост", также имевшей решающее значение для развития немецкого экспрессионизма. Они отличные художники, но все-таки лет пять назад вряд ли кому-то пришло бы в голову включать их картины в важнейшие вечерние торги. Вполне успешно проданы произведения и самого Василия Кандинского, и Алексея фон Явленского -- русских по рождению, но давно уже принятых в международные табели о рангах и ценах.
£11,6 млн принесли восемь работ австрийского экспрессиониста Эгона Шиле -- их продавал нью-йоркский частный музей Neue Galerie, который принадлежит владельцу косметической империи Рональду Лаудеру. По официальной версии, музею (то есть Лаудеру) недостает средств, чтобы расплатится за "Золотую Адель" Густава Климта, которую коллекционер купил за $135 млн в июне 2006 года.
Результатов одного аукциона мало для того, чтобы полностью проникнуться оптимизмом. Christie`s чрезвычайно осторожно оценил все произведения на своих торгах, чтобы ни в коем случае не отпугнуть покупателей завышенными ценами (именно это подвело Sotheby`s в прошедшем ноябре). В итоге куплено 100 лотов из 131, а почти все эстимейты превышены вдвое. Сегодня вечером импрессионистов и мастеров ХХ века будет продавать в Лондоне Sotheby`s, который придерживается более агрессивной политики и оценил свои шедевры дороже и, возможно, адекватнее.