Sotheby’s заметил Украину. Мода на старину позволила столичным продавцам на четверть увеличить свои доходы
Несмотря на пессимистические прогнозы экспертов, которые предрекали чистку столичного антикварного рынка, якобы перенасыщенного салонами, сеть специализированной розницы только расширяется. Более того, наш рынок заинтересовал именитых западных продавцов раритетов, обещающих со временем открыть здесь свои представительства. Причина всплеска в сегменте проста: антиквариат стремительно входит в моду, что заставляет состоятельных киевлян все больше денег тратить на престижные экспонаты.
Старина стирает границы
Прошлый сезон оказался знаковым для отечественного антикварного рынка. В конце минувшего года Киев посетили представители всемирно известного аукционного дома Sotheby's, впервые предоставив украинским покупателям возможность предварительно ознакомиться с экспонатами, впоследствии выставленными на лондонских торгах. Подобное внимание к нашему рынку продавцы раритетов поясняют тем, что за последние два-три года среди участников западных аукционов существенно увеличилось количество украинцев. Причем многие наши соотечественники оставили на европейских торгах весьма внушительные суммы. Эксперты Sotheby's заверили, что их визиты в Киев станут регулярными, и не исключают открытия в нашей стране постоянного представительства.
Начальник департамента регионального развития аукционного дома «Гелос» Константин Перепичаенко считает, что в Украине большого будущего у западных коллег нет. «Учитывая, что вывоз антиквариата из нашей страны запрещен, а ввоз облагается 25%-ной пошлиной, иностранным аукционным домам вряд ли стоит рассчитывать на большие прибыли. Несмотря на то что отдельные коллекционеры действительно посещают европейские торги, большая часть покупателей приобретают раритеты в местных салонах и на аукционах», — уверен он. Тем не менее большинство отечественных экспертов солидарны с западными коллегами в оценке рынка, заявляя о существенном расширении круга потенциальных покупателей антиквариата. Константин Перепичаенко отмечает, что за минувший год спрос на раритеты вырос на 25%. Схожая динамика ожидается и в нынешнем. Увеличение интереса к предметам старины он в первую очередь объясняет модой, которая в последнее время весьма агрессивно овладевает украинской элитой. Отдельную группу покупателей составляют те, кто инвестирует в раритеты средства с целью выгодно перепродать их через несколько лет. «Неопределенная ситуация на рынке недвижимости, который до недавнего времени считался одним из наиболее привлекательных для вложения средств, все чаще заставляет состоятельных киевлян покупать антиквариат, который ежегодно дорожает как минимум на 15%», — добавляет владелица галереи «Боско» Наталия Лысенко. По словам представителей салона Orlan, столичные коллекционеры интересуются преимущественно прикладными изделиями, которые можно использовать не только как коллекционный экспонат, но и для украшения интерьера, к примеру картинами, фарфором, мебелью, столовым серебром и пр. Лидером в этом списке является живопись, которой отдают предпочтение более 50% потенциальных покупателей раритетов. Наталия Лысенко говорит, что чаще всего приобретаются картины украинских и российских художников (Глущенко, Шишков, Пимоненко и др.), стоимость которых варьируется от $500 до 500 тыс. Примечательно, что даже выезжая на зарубежные аукционы, наши соотечественники покупают либо те же картины, либо посуду или мануфактуру, чтобы впоследствии водрузить их на почетном месте в доме. Тяга к практичности в корне отличает наш рынок от европейского, где сейчас в моде коллекционирование археологических находок, африканских и азиатских культовых предметов (масок, костюмов и т. д.), а также книг.
Раритетный бизнес
Несмотря на рост интереса к антиквариату, круг потенциальных покупателей пока остается достаточно узким. По оценкам Константина Перепичаенко, в Киеве количество коллекционеров исчисляется несколькими сотнями человек. Наталия Лысенко также считает, что охотников платить немалые деньги за предметы старины в столице не более 1% от общего числа жителей. «В отличие от стран Европы у нас антикварные салоны пока не посещают представители среднего класса, что лишает отрасль массовости и полноценных оборотов», — говорит она. В то же время количество специализированных салонов бьет все рекорды: на сегодняшний день их число близится к сотне. Наиболее известными считаются «Боско», «Бэль Эпок», «Шедевр», «Старая коллекция», «Эпоха» и некоторые другие. Кроме того, в Киеве есть несколько аукционных домов («Корнерс», «Гелос»). Еще в прошлом году эксперты заявляли, что рынок явно перенасыщен специализированными магазинами, и предрекали, что многие должны уйти из этого бизнеса, не выдержав конкуренции. Тем не менее, несмотря на ужесточение условий работы, в частности повышение арендных ставок, массового закрытия салонов не наблюдается. Более того, в течение прошлого года их список расширился за счет появления новых небольших магазинчиков в спальных районах (на Оболони, Харьковском массиве) и организации крупными галереями филиальной сети.
Интерес потенциальных инвесторов к бизнесу на антиквариате эксперты поясняют как динамично растущим спросом и перспективностью этого рынка, так и возможностью уже сегодня получать неплохие доходы. По словам г-на Перепичаенко, в некоторых салонах наценка на предметы старины составляет несколько сотен процентов, тогда как ассортимент оставляет желать лучшего и может заинтересовать разве что новичков, но отнюдь не серьезных коллекционеров. В то же время в галерее «Боско» утверждают, что время больших наценок уходит в прошлое, поскольку сейчас покупатели научились неплохо разбираться в раритетах и знают их истинную цену, а ужесточение конкуренции между салонами заставляет продавцов идти на существенные уступки: зачастую скидки достигают 50–70% от первоначальной стоимости. Кроме того, завышенные цены практически всегда гарантируют, что изделие надолго задержится на прилавке. В этом случае салон рискует растерять поставщиков, работающих по принципу комиссионной торговли. А поскольку сегодня основная борьба ведется даже не столько за покупателей, сколько за поставщиков, терять партнеров магазинам невыгодно. Снижение рентабельности бизнеса связано и с необходимостью продвигать свой товар: сейчас на хорошие продажи могут в первую очередь рассчитывать те галереи, которые проводят различные выставки и приглашают именитых экспертов. Тем не менее в салоне Orlan рассказывают, что немало ценных раритетов продаются не через специализированную розницу, а между своими. «По субботам в столице собирается клуб ценителей старины, где проходят торги. Зачастую на эти мероприятия приезжают даже коллекционеры из других городов», — говорят в компании.
Константин Перепичаенко прогнозирует, что в ближайшее время стоит ожидать увеличения количества аукционных домов, которых в Киеве в десятки раз меньше, нежели в среднестатистическом европейском городе. Предполагает он и неминуемую специализацию отрасли. Причем данная тенденция коснется не только ассортимента отдельных магазинов (уже сейчас есть салоны, торгующие исключительно старинными книгами, нумизматикой, картинами и пр.), но и клиентской базы. По мнению эксперта, со временем салоны будут ориентироваться на клиентов со средним уровнем дохода, а аукционные дома — на более платежеспособную публику.