Золотое одеяло: Некоторые размышления о российском антикварном рынке
На прошедшей неделе Россвязьохранкультура официально представила вторую часть Каталога подделок произведений живописи. Сразу после выхода нового каталога Конфедерация антикваров и арт-дилеров распространила среди журналистов письмо, в котором официально заявила о своей позиции и отношении к этому изданию. Получилось, что выход этой на первой взгляд полезной и необходимой книги обнажил более сложные проблемы на рынке антиквариата, нежели наличие фальшивых работ. Попробуем разобраться в ситуации.
Современный российский антикварный рынок похож на одеяло, шитое золотыми нитями. Одеяло, которое перетягивают между собой государство и частные компании. Естественно предполагать, что государство (в лице Россвязьохранкультуры) стремится установить свой контроль над этим исключительно прибыльным сектором экономики, который до сих пор толком никому не подконтролен и правил торговли не имеет. Поговаривают, в частности, о необходимости возвращения лицензирования антикварной торговли, которое было отменено в 2002 году. А где лицензии, там, разумеется, строгий контроль, потому что с помощью этого инструмента лишить частную компанию деятельности (например, при несговорчивости антикваров) государству несложно. В среде самих антикваров бытует мнение о том, что было бы предпочтительнее попасть под контроль Министерства торговли и подчиняться Гражданскому кодексу без лишних хитростей (и все же нельзя не учитывать, что антиквариат – это область, лежащая на границе экономики и культуры, и товар на этом рынке имеет свою специфику, о которой не следует забывать). Позиция конфедерации понятна – ей как профессиональному объединению хочется уменьшить государственный контроль и выстраивать внутри сообщества собственные удобные взаимоотношения, в том числе, возможно, ввести внутреннее лицензирование. С одной стороны, непосредственные участники рынка действительно лучше понимают, как оптимизировать, наладить этот механизм. С другой – за этим скрывается и нежелание вмешивать государство в их дела, которое, осмелимся предположить, может быть вызвано разными и не всегда легальными причинами, так как сообщество это разнородно.
Так что каталог фальшивок, первую часть которого Россвязьохранкультура выпустила прямо перед осенним Российским антикварным салоном (это выглядит как будто назло антикварам), стал камнем преткновения, выявившим конфликт, который прикрывается с обеих сторон желанием сделать рынок цивилизованнее. Так много на разных пресс-конференциях говорится о единстве целей и стремлений, но даже в официальном письме конфедерация прямо заявляет, что «презентация каталога под эгидой Россвязьохранкультуры наносит ущерб российскому антикварному рынку».
Конфедерация обосновывает свое мнение двумя положениями. Первое – «требуется скрупулезный анализ всех опубликованных фактов». С Россвязьохранкультуры здесь взятки гладки – каталог честно предупреждает, что 100% гарантии не дает, а служит лишь информацией к размышлению. Но высказывание конфедерации означает, что антиквары не доверяют мнению экспертов, работающих с Россвязьхранкультурой. Таким образом, эксперты волей или неволей тоже делятся на два лагеря при том, что при нынешнем кризисе экспертизы их положение и так очень сложное и требует отдельного анализа.
Второе положение конфедерации гласит о том, что «подобные издания должны распространяться только среди профессионалов». При этом конфедерация противоречит сама себе. В том же письме приведено высказывание одного из ведущих экспертов арт-рынка Максима Боксера, который говорит о том, что как раз для профессионалов каталог не нужен, что их бизнес «не может зависеть от этой книги», потому что «они доверяют своим глазам и опыту». И Максим Боксер совершенно прав, потому что каталог фальшивок призван предупредить именно тех, кто не может разобраться сам, тех, у кого нет многолетнего опыта, неофитов, впервые обратившихся к коллекционированию.
Вот тут открывается главное и, к сожалению, не напрасное опасение антикваров – непрофессионалы, новички могут испугаться. Только вот может ли их напугать книга? Думается, что антиквары отчасти лукавят и сами прекрасно понимают, что каталог этот – вещь полезная. А вот что действительно вызывает опасения, так это негативное отношение к рынку антиквариата в целом, которое необходимо изменить. Это понимают все, потому что спрос, а значит, функционирование рынка в целом, будет лишь тогда, когда люди перестанут бояться вкладывать в эту область деньги, немалые деньги. Причем именно здесь, в России, а не с участием европейских аукционных домов, доля которых благодаря авторитету стремительно увеличивается. Показательно в этом плане, что порой покупатели предпочитают, переплатив, приобрести вещь на Sotheby’s или Christie’s, в то время как в Москве им предлагают предметы ничуть не хуже и за гораздо меньшие деньги.
В этой ситуации позиция Россвязьохранкультуры, которая вроде бы должна поддержать антикварный рынок, выглядит, мягко говоря, удивительно. Каждая часть каталога открывается предисловием начальника управления по сохранению культурных ценностей Виктора Петракова, который прямо призывает коллекционеров брать пример с Павла Третьякова и собирать современное искусство. И «никаких волнений и сомнений в подлинности». Вкупе с содержимым каталога это можно трактовать как признание государства, что на рынке старого искусства все насколько плохо, что налаживанию не подлежит. Или по крайней мере государство этого делать не собирается. Складывается впечатление, что Россвязьохранкультура выпуском каталога стремилась дискредитировать антикварный рынок. Конфедерация добавляет масла в огонь, заявляя ко всему прочему, что источник финансирования каталога «нельзя назвать бескорыстным».
Показательно, что одной из причин сложной ситуации на рынке конфедерация считает некачественную работу СМИ по освещению событий антикварного рынка (именно в этой связи и было распространено письмо). Забывая при этом, что СМИ – интерпретаторы информации, зеркало состояния общества. И если бы российский рынок действительно двигался по пути роста и развития, негативных публикаций было бы все меньше. Это следствие, а причины гораздо более серьезные.
Впрочем, на российском рынке на самом деле все не так плохо, есть высокопрофессиональные эксперты, замечательные произведения искусства, добросовестные продавцы и увлеченные коллекционеры. Но сложившаяся непростая ситуация не изменится, пока не будут выработаны строгие правила функционирования рынка (и не просто выработаны, но и начнут соблюдаться), пока не будет решен вопрос с системой экспертизы, с подготовкой экспертов, их личной юридической ответственностью. Все это может быть осуществлено только тогда, когда антикварное сообщество, объединенное конфедерацией, найдет общий язык с государством, а государство, со своей стороны, будет готово к диалогу. В этой связи выпуск Каталога подделок произведений живописи можно считать делом полезным, но преждевременным.