Сокровище из бабушкиного шкафа: советский фарфор снова в цене

Сокровище из бабушкиного шкафа: советский фарфор снова в цене

08.09.2022
Новости

Пик народной любви к фарфору в России пришелся на XX век: изящная посуда, доступная раньше лишь богатым людям, стала массовой, хотя элитные серии по-прежнему стоили дорого и были в дефиците. Хороший сервиз считался признаком достатка и благополучия семьи, но пользовались им нечасто. Благодаря бережному отношению хозяев в шкафах миллионов россиян эта посуда до сих пор хранится в идеальном состоянии. ТАСС рассказывает, какие экземпляры сегодня ценятся антикварами особенно высоко

Посуда с царского стола

Фарфор считается одним из самых благородных подарков: наравне с дорогими канцелярскими принадлежностями, ювелирными изделиями и предметами искусства строгие английские и французские правила этикета разрешают вручать его даже неблизким знакомым и официальным лицам. Королевский статус у этой посуды появился еще три века назад, когда фарфор стали производить на немецких мануфактурах.

"Фарфор изначально был очень дорог, когда он более 300 лет назад появился в Германии, его меняли на золото, по ценности он приравнивался к этому металлу, — рассказывает коллекционер и арт-дилер Жанна Полански. — И хотя фарфор появился в Германии, моду на него создала Франция. С появлением придворной фабрики в Севре французский двор популяризировал эту посуду, фарфор на столе был показателем статуса хозяина".

Французская мода пришла вскоре и в Россию: и, несмотря на то что уже в 1744 году в Петербурге заработал государственный Императорский фарфоровый завод, поставлявший посуду ко двору, а в 1754 году недалеко от Москвы была основана частная "Мануфактура Гарднеръ в Вербилках" — также поставщик двора Екатерины II, — аристократы особо ценили немецкий и французский фарфор.

Жанна Полански рассказывает, что изначально производилась только обеденная посуда, а статуэтки прилагались к сервизам в качестве украшения для стола. Позже фарфоровая скульптура выросла в отдельное направление декоративного искусства. Из-за баснословной цены долгое время фарфор был доступен только членам императорской семьи и богатым придворным. И только в XIX веке наладилось более массовое производство на Гарднеровской мануфактуре, позже переименованной в Вербилки, на Кузнецовском заводе, в Дулеве. Фарфор — пусть и не столь элитный, как императорский, — стал доступен рядовым горожанам, мещанам, разночинцам.

Ценители отмечают: столовый фарфор — не для повседневной жизни в бешеном ритме XXI века. Пить кофе на бегу из маленькой тончайшей чашечки неудобно, эта посуда требует времени, спокойствия, настроя. Поэтому и сегодня дорогая посуда в большинстве семей остается праздничной.

Коррективы внесла пандемия коронавируса: именно с началом карантина интерес к винтажному фарфору стал расти среди непрофессионалов — обычных покупателей, а не коллекционеров и антикваров.

Искусствовед и специалист по старинному фарфору Анастасия Жукова работает в крупном антикварном магазине и заведует отделом винтажной посуды. Она рассказывает, что вопреки ожиданиям весной 2020 года ощутимо выросли продажи.

"Люди стали больше внимания уделять тому, из чего они едят, как сервируют стол, потому что многие перешли на удаленку и стали больше времени проводить дома, — объясняет Анастасия. — Часто люди хотят найти сервиз, знакомый с детства, такой же, какой был у их мамы или бабушки, но не дожил до наших дней. И этот флер времени, прикосновение к давно забытому и любимому не даст ни один самый дорогой современный фарфор".

Подобно вкусу печенья "мадлен", которое обессмертил в романе "По направлению к Свану" Марсель Пруст, тарелка с мейсенским букетом из сервиза немецкого завода KAHLA или сине-белая чашка Ленинградского фарфорового завода будят у владельца теплые детские или юношеские воспоминания.

"В классическом представлении антиквариат — это предметы старше 100 лет, но по новому законодательству — те, которым уже исполнилось хотя бы 50, — говорит Анастасия Жукова. — Таким образом, фарфор 1960-х годов у нас уже становится антикварным. А некоторые образцы фарфора 1920-х годов могут стоить сотни тысяч и даже миллионы рублей".

Фарфоровые сокровища

В изменениях фарфоровой моды прослеживается история страны. Условно искусствоведы выделяют несколько эпох: фарфор, что был выпущен до 1917 года, в переходный период — начало 20-х годов XX века, затем в период с середины 20-х по конец 30-х, в годы войны, в послевоенные годы — 50-е — 70-е годы, и позднесоветский период.

Дореволюционного фарфора, рассказывает Анастасия Жукова, на рынке немного просто в силу хрупкости посуды: до наших дней дошли единичные предметы. Хрупкость вообще ставит фарфоровые изделия в особое положение в рейтинге антикваров.

После революции 1917 года российские фарфоровые заводы были национализированы и переименованы, но по факту ассортимент их продукции не изменился: на местах оставались старые мастера, которые отливали посуду в дореволюционных формах или использовали уже отлитые — неокрашенную посуду, которую фарфористы называют бельем. Предметы переходного периода ценятся особо высоко, потому что на классической буржуазной посуде появились советские клейма, а внешне ничего не поменялось.