Осторожно, фальшивка!

Осторожно, фальшивка!

07.11.2007
Новости

Каталог фальшивых картин, подготовленный Россвязьохранкультурой, вышел в свет как раз к очередному Антикварному салону.
Каталог фальшивых картин, подготовленный Россвязьохранкультурой, вышел в свет как раз к очередному Антикварному салону. Толстая черная книга с предупреждающей красной надписью «Внимание, возможно, подделка!» содержит около 150 живописных работ, фальсифицированных особым способом – так называемой перелицовкой. Это означает, что на одном из аукционов Швеции, Дании или Германии покупалась работа малоизвестного западного художника, с которой удалялись чуждые русской живописи мотивы, а подпись заменялась известной фамилией – Маковский, Саврасов, Боголюбов, Лагорио. Цена получившегося в результате нехитрой операции полотна возрастала в десятки, а то и сотни раз. Это только первая часть фальшивых работ, сведения о которых были собраны. К выпуску готовятся еще четыре части.
Строго говоря, выход подобного издания был ожидаем. Слишком уж затянулся скандал с работами западных художников, переделанными под русских передвижников. Начатое в 2005 году дело супругов Преображенских, обвиняемых в продаже как раз таких работ, тянется до сих пор, и разобраться, кто прав, кто виноват и кто кого обманул, пока не удается. Между тем это привело к кризису музейной экспертизы, а фальшивые работы гуляют по рынку и нередко встречаются на том же самом Антикварном салоне.
Так что ответ государства на эту ситуацию был необходим. В какой угодно форме. Конечно, более предпочитаемой были бы, наконец, введенные в обращение правила антикварной торговли, без которых наш антикварный рынок по-прежнему находится в области нелегального бизнеса. Или решения о новой форме экспертизы в России, в качестве которой выбрали аттестованных Росохранкульутрой независимых экспертов. Но пока столь крупные проекты находятся в стадии разработки, государство ограничилось каталогом, пользуясь которым любой коллекционер может проверить свое собрание на наличие этих самых «перелицовок». Как известно, бумага имеет волшебную силу. Это как с каталогами-резоне – если работа один раз попала в каталог, то доказать, что она фальшивая, почти невозможно, и наоборот, если составитель пропустил какую-то работу, то владельцу придется очень трудно, даже если сомнений в подлинности нет. Так что официально признанные подделки в комментариях не нуждаются.
С точки зрения чистоты рынка избавление от подделок – это, конечно, дело полезное. Только вот что с ними делать при отсутствии четкого механизма функционирования российского антикварного рынка? Первые вопросы, которые напрашиваются: куда идти пострадавшему покупателю? Кого обвинять?
Прежде всего, конечно, камни летят в антикваров. Слишком уж пострадал из-за предыдущих скандалов и так неустойчивый престиж профессии. Впрочем, если посмотреть с другой стороны, может быть, эти события повлияют на ответственность продавцов перед своими покупателями, и воспитание в нашем антикварном сообществе такого понятия, как авторитет, имя арт-дилера, потому как до последнего времени решающую роль играла все та же пресловутая бумажка со штампом известного музея. Надо отметить, что и сами антиквары до некоторого времени доверяли экспертизам и часто просто и знать не могли, что на самом деле продают подделку. Так что ошибочно считать, что в случае продажи фальшивок всегда присутствует «злой умысел» антиквара.
Кто же тогда виноват? Эксперт, неверно определивший работу? С экспертизой у нас и так тоска – экспертам перестали доверять и антиквары, и покупатели, и к кому теперь идти, непонятно. Кто ж не ошибается, эксперт ведь тоже человек. К тому же, как правило, уже немолодой, воспитанный советской школой искусствознания, утверждавшей, что наши передвижники – единственные в своем роде и никто с ними сравниться не может. К тому же бланки и подписи подделать не так уж и сложно. Ну а про такой непростой вопрос, что эксперту тоже жить хочется хорошо, а зарплата-то бюджетная, ограниченная, даже упоминать не будем – пусть останется на совести каждого. Так что в отсутствие четких правил и эксперта можно оправдать.
Ну а государство сколько ни обвиняй (в том, что довели до скандалов и неразберихи) – толку никакого. Издание ведь исключительно информативное, юридической силы не имеет, и ответственности за последствия никто не несет.
Так что, похоже, что главным обвиняемым остается сам покупатель. Он может себя сколь угодно корить за ошибку. Может обратиться в судебные инстанции, у которых тоже, кстати, нет четкой схемы работы с подобными делами – слишком уж тонкий вопрос искусство! Может попробовать договориться с продавцами (полюбовно или силой). А может и вовсе избавиться от несчастного полотна, хотя вряд ли дойдет до столь отчаянных мер. Так что, покупатель, решай сам и не покупай подделки!
А что касается каталога фальшивок – это вещь хорошая и нужная. Но правильно работать она будет только в отлаженной системе, на формирование которой и должны быть направлены главные усилия как государства, так и всех субъектов антикварного рынка.