КАНДИНСКИЙ: жизнь в треугольнике

КАНДИНСКИЙ: жизнь в треугольнике

16.04.2009
Статьи и обзоры

В Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже открылась самая представительная за последнюю четверть века выставка Василия Кандинского (1866-1944). В экспозиции около ста работ из западных собраний, а также из Третьяковки, Пушкинского музея и музея Нижнего Новгорода.
Впервые в Париж привезли две картины из Грузии. Это прежде всего историческое полотно "Картина с кругом" (1911 год), которую сам мэтр считал своей первой абстракцией.
Именно круг вместе с треугольником и квадратом сыграли судьбоносную роль в творчестве Василия Васильевича. "Когда острый угол треугольника касается круга, - писал отец абстрактного искусства, - эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама".
Кандинский занялся живописью поздно - ему было 30 лет. На учебу он отправился в Германию. Знакомство с музыкой австрийского композитора-авангардиста Арнольда Шенберга укрепило его в решимости продолжать эксперименты. Не случайно сам Кандинский называл свои картины "импровизациями", "композициями", "аккордами", "фугами". Однако беспрецедентные новации Кандинского приняли в штыки даже авангардисты той эпохи - в том числе и соратник Пикассо поэт Гийом Аполлинер.
После начала Первой мировой войны Кандинскому пришлось вернуться в Россию. В 1917 году он женится на дочери русского генерала Нине Андреевской. В революционные годы он почти перестает заниматься живописью - нет ни красок с холстами, ни времени.
Вместе с такими известными мастерами, как Малевич и Шагал, Василия Васильевича мобилизуют на службу победившему классу. Кандинский возглавляет Государственную закупочную комиссию при Наркомпросе, которая занимается организацией провинциальных музеев, участвует в создании Института художественной культуры в Москве, преподает во Вхутемасе. У него возникает неразрешимый творческий конфликт с другими российскими авангардистами - Поповой, Степановой, Родченко. Этот конфликт во многом и явился причиной его окончательного отъезда в Берлин в 1921 году.
С приходом к власти нацистов художник перебирается во Францию. Она стала третьей родиной Василия Кандинского. В парижском пригороде Нейи-сюр-Сен он провел последние 11 лет своей жизни.
"У художника было три гражданства - российское, немецкое и французское, - отмечает куратор выставки Кристиан Деруэ. - Однако Кандинский остался живописцем и человеком русским. Он любил русское окружение. Дом у него был русский по духу. Да и во французскую артистическую среду он не вписался".
После смерти мужа Нина Николаевна Кандинская подарила его лучшие произведения Франции и нью-йоркскому Музею Гуггенхайма. Она собиралась передать около тридцати его работ и на историческую родину. Когда об этом стало известно, Нину Николаевну в 1981 году зверски убили в ее швейцарском доме. Киллеры забрали драгоценности, но не тронули ни одной картины. Это послужило поводом для появления на первый взгляд нелепой версии: 88-летнюю женщину ликвидировали для того, чтобы она не отдала картины Москве. Как бы там ни было, преступников не нашли и дело закрыли.
Французы не сразу оценили художника-новатора. Да и в Париже не было бы его картин, если бы не щедрые дары вдовы художника. Она создала и "Общество Кандинского", которое со временем возглавила жена президента Клод Помпиду. В дальнейшем имя великого мастера присвоили библиотеке Национального центра искусства и культуры. Недавно родственники философа Кожева передали в дар Центру Помпиду ряд графических работ Кандинского и его переписку.

Юрий Коваленко, Париж