Почем СССР?

Почем СССР?

06.04.2009
Статьи и обзоры

Абаканской скульптуре, оставшейся в городе с советских времен, не позавидуешь. В соседстве с канареечного цвета рекламными вывесками печально доживает свой век гипсовый летчик-герой Чкалов, на проспекте Ленина крошится от времени бюст Кирова, заброшена стела на улице Павших Коммунаров. А между тем именно за такими памятниками и прочими предметами соц-арта гоняются коллекционеры со всего мира, покупая и перекупая их за бешеные деньги. Для них создают парки, на них делают бизнес. А словосочетание «социалистическое искусство» ассоциируется теперь с редким антиквариатом, а отнюдь не с надоевшей пропагандой.

Дело Ленина живет и... продается
Правда, успешнее на рынке капитализма с нечеловеческим лицом пока последователь Владимира Ильича - Иосиф Виссарионович. Плакаты 50-х годов прошлого века с изображением его за письменным столом, с озаренным мудростью взором, или в окружении детей и цветов стоят на одном из специализированных сайтов для коллекционеров от 6 до 25 тысяч евро. Так что любой, у кого на чердаке сохранилось что-то подобное, смело может заглянуть на сайт www.sovietposters.ru, оценить свое достояние и легко шагнуть в светлое будущее для отдельно взятого человека. При условии, конечно, что это хорошо сохранившийся подлинник с изображением Сталина, выполненный одним из выдающихся художников тех времен. Ведь агитационные плакаты на заре становления империи социализма писали действительно талантливые мастера.
Специалисты широкого профиля культмассовой наглядной агитации, чьи работы, часто отнюдь невысокого уровня, заполонили проходные заводов и красные уголки различных учреждений, появились позже. А потому многое из того, что сделано в 50-х годах прошлого века и продается сейчас на интернет-аукционах, представляет собой настоящее произведение искусства. Чего стоят только тематические плакаты Великой Отечественной войны! Имеются в виду не такие широко известные всем, как «Родина-мать зовет», а, например, выпущенные небольшим тиражом «Подруги» Светланы Рянгиной. Это даже не плакат, а настоящая картина с романтично-лирическим сюжетом. Две молоденькие девушки в военной форме читают письмо от возлюбленного одной из них. Обе счастливы. По выражениям их лиц легко угадывается, как ждала этого письма одна и как рада за нее другая. А в уголке трещит печурка, а за окошком вечер...
Впрочем, это уже для эстетов. Но сов-арт и прочее наследие эпохи социализма тем выгодно и отличается, что покупатель на него находится самый разный. Мы же родились в стране, которой уже нет. А потому даже подсознательно помним и понимаем ту культуру. Хотя, спору нет, каждый по-своему. Кому-то близки и дороги плакаты, кому-то куклы и кубики Рубика, которые хочется передать и своему ребенку, кому-то бурное комсомольское или героическое трудовое прошлое. И как это ни парадоксально, для последних тоже находится множество предложений, как потешить душу. Чего стоит только слоган, размещенный на одном из сайтов, торгующих пионерской символикой: «Купи галстук - представь девушку пионеркой!» Или, например, сюжет в программе "Время" о совхозе "Красный путь", выполнившем пятилетку на год раньше взятого обязательства. Реальный сюжет в реальной программе на канале «Ностальгия». Правда, снят он был явно несколько десятилетий назад, а теперь идет в записи. И хозяевам канала это выгодно! Потому что люди смотрят! Канал «Ностальгия», так же как и другие ему подобные ("Ретро-канал", "Сарафан", транслирующий исключительно старые советские фильмы) - кабельные. Они существуют на доходы с подписки, которую никто бы не сделал, если бы не тянуло снова и снова ощутить себя в прошлом.

Совковые бренды
По тому же самому принципу строится и весьма доходный бизнес различных мелких столовых, разбросанных по Абакану, да и любому другому городу. На первый взгляд, ничего особенного. Однако, присмотревшись, понимаешь, что тоже процветают люди! Само слово «столовая», такое привычное для нас с советских времен, уже десятилетия ассоциируется в сознании граждан с недорогой и вполне нормальной едой. Это - своеобразный бренд, который гарантированно привлекает в заведение множество посетителей, а значит, обеспечивает солидную выручку. Загляните в обеденный перерыв, например, в студенческую столовую - очередина за картошкой с котлетой и киселем тянется от самых дверей! Такого «аншлага» точно нет ни в одном кафе-баре или ресторане, которым, несмотря на качество продуктов и обслуживания, выживать и получать прибыль гораздо сложнее, учитывая разницу цен.
Процветают и мелкие киоски, торгующие разной музыкальной продукцией «Ласкового мая», «Песняров», «Дискотекой 80-х» и прочими берущими за душу мотивами, под которые «колбасились» на дачных тусовках и дискотеках сейчас уже преуспевающие взрослые люди. Они, те, кому больше 30-40, чаще всего просто не могут равнодушно пройти мимо динамика, из которого звучит: «Белые розы, белые розы...» Ностальгия так и накатывает волной.
И дело даже не в том, что для кого-то советская действительность тех времен - образец жизненного уклада, благ и государственного строя. Очень многие люди помнят еще жуткий дефицит (вплоть до нехватки гигиенической ваты в аптеках), гонения на спекулянтов, собрания, на которых комсомольские активисты самым бесцеремонным образом обсуждали чью-то личную жизнь, и многое-многое другое. И вряд ли кто-то из них хочет вернуться к тем временам. Мы покупаем ностальгию по ушедшей юности, в которой понравившийся мальчик со значком пионера на груди нес до дома наш корявый советский портфель, где хулиганили и слушали музыку.
Именно на этих желаниях и чувствах давно уже успешно делают бизнес и владельцы таких брендов, как «Ретро FM», «Звезда», «Добрые песни», и шустрые телевизионщики, первыми выпустившие «Старые песни о главном», которые немедленно стали пользоваться бешеной популярностью.

Партмакулатура на вес золота
Не меньшей популярностью в научных кругах пользуется и то, что большинству из нас кажется обычной и совершенно ненужной макулатурой. Имеются в виду, как вы уже догадались, различные журналы и издания советских времен. Конечно, в большинстве из них часто кроме добротного трехэтажного канцелярита ничего нет. Однако в некоторых можно обнаружить удивительнейшие по своей правдивости подробности событий, о которых пишут диссертации и научные доклады. По словам моей петербургской подруги, которая переехала из Абакана в Северную столицу лет пять назад, город белых ночей буквально усыпан мелкими книжными лавочками, торгующими именно советской макулатурой. Профессиональные историки и букинисты-любители даже по дружбе делятся друг с другом, где и что лучше приобретать. И нередко на их специализированных интернет-сайтах можно встретить что-нибудь вроде:
«Однажды, лет 10 назад, я рылся в букинистическом магазине и нарыл «Вестник советской юстиции» за 27-36 годы. Я не поверил своим глазам! Номер был посвящен смерти Курского. Впереди некролог: «Товарищ Курский, народный комиссар юстиции в 1918-1928 годах, 5 декабря 1932 года наколол ногтевую фалангу второго пальца правой руки. Впервые показался врачу 12 декабря. 13 декабря поступил в хирургическое отделение Кремлевской больницы. В тот же день ему была сделана операция - множественные разрезы на пальце и кисти. 15 декабря были сделаны вторичные разрезы. Больной скончался от общего заражения крови 20 декабря».

Мода на прошлое
В последнее десятилетие на все советское даже сформировалась своеобразная мода. Причем ярче всего она проявляется именно за пределами нашей страны. В Европе, например, существует уже несколько парков, специализирующихся исключительно на демонстрации туристам со всего мира скульптурных и прочих раритетов, оставшихся с советских времен. Самые известные из таких проектов находятся в Польше, Венгрии и Литве. Последний из них - парк советского периода «Грутас» - раскинулся около курортного города Друскининкай на площади в 20 гектаров! В нем собраны около полутора миллионов экспонатов: от партбилетов и знамен до гигантских монументов вождей, снятых с центральных площадей бывшей советской республики. Дополняют картину бюсты советских вождей, памятники партизанам, коммунарам и пионерам.
Часть экспонатов на постоянное хранение парку передало государство, а некоторые до сих пор приносят частные коллекционеры. Сам парк тоже частный коммерческий проект.
Не понимают ситуацию пока, похоже, только в России. В больших и малых городах нашей родины (и Абакан здесь тоже не исключение) почти на каждом шагу встречаются иногда удивительные по художественному исполнению памятники, бюсты и фрески, на состояние которых просто невозможно смотреть. Впрочем, судя по тому, какой популярностью все это уже пользуется, скоро все может измениться.

Мария КИДЯЕВА