История российской копейки

История российской копейки

13.02.2009
Статьи и обзоры

«Копейка рубль бережет» - гласит народная мудрость. И не случайно. Денежка эта на Руси всегда была самой доступной, несмотря на то, что инфляционные процессы присутствовали всегда, и цена копеечки изменялась в широких пределах.
К первой трети XVI века державный двуглавый орел широко простер свои крылья над прежними уделами, княжествами, землями. Удельно-вечевая Русь ушла в прошлое, однако и в едином государстве многое живо напоминало о былой разобщенности. Не было ни единой системы меры и веса, ни общерусской денежной системы. В те времена родилась пословица: «Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай».
В 1505 году на московский престол вступил сын Ивана III Василий III. Долгое время государь был бездетен. Стремясь передать престол не братьям, а родному сыну, он развелся с первой женой Соломонией Сабуровой и в 1526 году женился на Елене Глинской, представительнице знатного княжеского рода, выехавшего из Литвы. В 1530 году от этого брака родился сын Иван.
Великий князь Василий III Иванович, отец Ивана IV Грозного, умер, когда наследнику было три года. По его завещанию правление государством перешло в руки бояр, которые должны были вручить бразды правления княжичу по достижении им совершеннолетия. Регентшей при малолетнем наследнике стала его мать Елена Глинская.
Регентство продлилось всего пять лет, но за эти годы Елена успела сделать немало. В числе ее свершений — победа в войне с Литвой, заключение договора со Швецией, восстановление Устюга и Ярославля, строительство новых городов на литовской границе.
В годы правления Глинской была предпринята попытка реформировать систему местного управления, что предвосхитило будущие преобразования Ивана IV. Но главным ее деянием стала денежная реформа, заложившая фундамент русской денежной системы.
В первой четверти XVI в. московские князья завершили в основном политическое объединение русских земель. В процессе ликвидации феодальной раздробленности было создано Российское централизованное государство. Но, несмотря на образование единого государства, феодальная раздробленность ощущалась в российском денежном деле. На территории уже единого государства в законном обращении находились самые разнообразные монеты прежних выпусков, в том числе прежних великих и удельных княжеств. Их чеканка закончилась раньше, и сами княжества постепенно прекратили самостоятельное существование, но монеты рязанские, тверские, верейские, серпуховские, можайские, новгородские и псковские периода самостоятельности продолжали служить целям денежного обращения вместе с монетами нескольких поколений московских великих князей.
В начале 30-х годов XVI века внезапно разразился денежный кризис, вызванный стихийно возникшей и быстро распространившейся по стране явлением – обрезыванием серебряной монеты. Известны клады этого времени, полностью состоявшие из обрезанных монет. Не помогли энергичные розыски виновных и казни, при которых «руки секли, да олово в горло лили». Летописи сообщают о казнях во многих городах, где никогда не чеканились монеты. Ясно, что порчу монеты, производили её «потребители», а не производители-денежники. Выходом из наступившего расстройства денежного обращения и стала денежная реформа, осуществлённая в 1534 году. В результате реформы возникла единая монетная система Российского государства, ознаменовавшая собой завершение длительного процесса объединения вокруг Москвы разрозненных княжеств. По реформе любая старая монета, и обрезанная, и целая, была запрещена. Началась чеканка новых общегосударственных монет.
Реформа создала единую денежную систему. Самой крупной монетой стала «копейка», или «новгородка». «Копейка» — потому что на ее лицевой стороне помещали изображение всадника с копьем. А «новгородкой» ее называли, поскольку чеканилась новая монета в Новгороде и Пскове. В Москве же чеканили вдвое более легкие, чем копейка, «денги» или «московки». На них изображался всадник с мечом или саблей. Такая монета также именовалась «сабленицей».
Самой малой денежной единицей была полушка, равная половине денги или четверти копейки с изображением птицы. На оборотных сторонах всех названных номиналов помещались надписи, содержащие имя великого князя, а с 1547 года — царя.
В результате реформы вес монет был официально понижен. Из гривенки серебра 204,756 грамма стали чеканить монет не на 2,6 рубля как ранее, а на 3 рубля. Вес копейки стал равен 0,68 грамма и оставался таким в течение почти ста лет.
Тип копейки и техника её производства оставались неизменными до начала XVIII века. Выплавленный слиток серебра расковывался в тонкий прут, из которого на волочильной доске вытягивали серебряную проволоку. Затем проволоку резали на кусочки одинаковой длины (так называемые «чурки»). Перед чеканкой чурки плющились штемпелем с гладким рабочим полем на наковальне. После оплющивания чурки приобретали, как правило, форму продолговатых пластинок. Такой несовершенный, на первый взгляд, способ производства заготовок тем не менее обеспечивал весьма устойчивый средний вес выпускавшихся в обращение монет. Лишь изредка встречаются значительно более тяжелые и более легкие монеты. Вполне вероятно, что они были отчеканены из концевых отрезков проволоки, длина которых не укладывалась в норму. Но подавляющее большинство монет имеет вполне выверенный вес. Не случайно в XVI веке эти монеты считались в известной мере точным и общедоступным весовым эталоном: по свидетельству «Торговой книги», они использовались в качестве мелких разновесов в торговле пряностями и другими особо редкими на местном рынке товарами.
Монеты эпохи Ивана Грозного и его преемников чеканились по трехрублевой стопе. То есть из «гривенки серебра» (204 г) чеканили 300 копеек (в это время рубль был лишь счетной единицей). Почти сто лет копейка сохраняла вес около 0,68 г., впервые он снизился в начале польско-шведской интервенции 1610 года. С воцарением династии Романовых в 1613 года правительство Михаила Фёдоровича узаконило четырёхрублёвую стопу. В течение XVII века вес копейки ещё несколько раз падал. К петровскому времени серебряная копейка сохранила только около половины своего первоначального веса, а её размер не превышал арбузного семечка (Пётр I презрительно называл эти монеты “старыми вшами”). Более легкие монеты, естественно, вытесняли своих предшественниц.
Чеканка и обращение копеек не прекращалось ни при одном царе, в то время как выпуск других номиналов осуществлялся со значительными перерывами. Копейка царствовала вплоть до денежной реформы Петра I. И на протяжении всего этого времени ее тип не менялся.
Название новой денежной единицы — копейки — приживалось с трудом и окончательно закрепилось в разговорном языке только к концу XVII века. «Копейная денга», «денга с копьем» — так первоначально называли новый номинал. Другой номинал — полушку — часто именовали «полуденгой».
Вплоть до XVIII века русская денежная система была по преимуществу счетной: денежные единицы — рубль, полтина, гривна, алтын — были счетными понятиями и обозначали определенное количество мелких серебряных монет — копеек, денег, полушек.
В XVII веке были попытки изменить и роль, и вид копейки. Во времена Василия Шуйского появились золотые копейки такого же типа и веса, что и серебряные, но в десять раз более дорогие. Однако вскоре после появления указа о выпуске этих монет Шуйского лишили трона. В 1655 году начали чеканить медные проволочные копейки. Необходимость новой реформы была вызвана несколькими причинами. Среди прочего на это повлияло и присоединение Украины. Не отменяя обращения серебряных копеек (и даже продолжая их чеканить), правительство Алексея Михайловича начало массовый выпуск медных монет сразу на нескольких монетных дворах. Серебряные и медные копейки не только не отличались по виду, но и были уравнены между собой (хотя медные были в сто раз дешевле серебряных). Однако спекуляция на разных курсах серебряных монет и обесценивание медных привели к совершенному расстройству рынка. Серебро исчезло, появились фальшивые копейки (в этом народ обвинял лиц, которые близко стояли к царю). Медные копейки неуклонно падали в цене (с 1660 по 1663 г. ценность медных копеек упала с 2 медных копеек за 1 серебряную до 15 медных за 1 серебряную), обмен их на серебро почти прекратился. Как свидетельствует документ, «начала быть от тех медных денег на всякие товары дороговь великая». Цены на продукты возросли в пятьдесят раз. В 1662 году произошел знаменитый «медный бунт», жестоко подавленный стрельцами. Но уже в следующем, 1663 году, правительство вернулось к чеканке серебряной монеты.
Период серебряной копейки» длился до начала XVIII в., когда Пётр I решил повторить попытку своего отца. В 1704 году, наряду с серебряным рублём, появилась большая медная, круглая по форме, копейка (100 копеек составили рубль, который также приобрёл монетную форму). Она имела те же изображения, что и серебряная. Но ещё четырнадцать лет продолжалось сосуществование старой и новой монетной системы. Продолжался выпуск проволочных серебряных копеек, но теперь серебряная копейка стала гарантией для медной. Медная чеканка удовлетворяла острую потребность в мелкой разменной монете, высвобождала из обращения часть серебра для чеканки более крупной монеты и в то же время открывала перед государством, почти не имевшим собственной добычи серебра, новые финансовые возможности. В течение многих лет «подбирался» наиболее прибыльный для казны и одновременно терпимый вес медных монет. В 1704 году чеканилось медных монет из пуда на 12,8 рублей, а с 1718 года – на 40 рублей (при цене пуда меди – 8 рублей). Казна более-менее своевременно пресекала возникновение разных курсов серебра и меди, а также попытки нажиться на чеканке фальшивок (некоторые изготовлялись даже за рубежом). Среди такого рода мер было и понижение в 1730 г. монетной стопы в четыре раза (т.е. по 10 рублей из пуда меди). Медные монеты постепенно завоевали равенство с серебряными. Но это случилось не скоро. Тем более что правительство не упускало случая улучшить финансовое положение через изменение монетной стопы. Не случайно на медных монетах образца 1839 года можно прочитать: «2 копейки серебром.
Завершение эпохи серебряной копейки датируется 1718 годом. Ситуация была смягчена временным прекращением существования самого номинала. Через непродолжительное время выпуск копеек (но теперь только медных) возобновился. Отметим, что в 1713–1714 годах и в 1718 году состоялось также несколько выпусков круглых серебряных копеек нового образца. Государство стремилось сократить расход высокопробного серебра на чеканку проволочных копеек. При машинной чеканке его можно было уменьшать беспрепятственно, в то время как проволока из низкопробного серебра очень плохо тянулась и обрывалась.
При Петре I на монетах появилось новшество, дата чеканки. «Внешний признак» копейки - всадник-копьеносец исчез в XIX веке. Самодержавие «укреплялось» и украшало гербом - двуглавым орлом - все атрибуты империи. Мелкие медные монеты не стали исключением.
Со второй половины XVIII века чеканка копеек стала регулярной, сама же копейка постоянно уменьшалась в размере и весе. В 1757 году появилась монета номиналом две копейки, в 1827 – три копейки, в 1762 и 1796 годах чеканилась монета номиналом четыре копейки, в 1723 году впервые появился пятачок. Последние медные копейки царской России были отчеканены в 1916 году.
С началом первой мировой, в 1915 году впервые появились бумажные «монетки», украшенные надписью, заверявшей, что бумажки имеют право ходить по всей империи наравне с медными «сестрами».
Советская копейка увидела свет в 1924 году. Это была монета, близкая по размеру и весу к своей предшественнице (диаметр 21,3 мм, вес 3,27 г). Однако уже в 1926 году появилась копейка диаметром 15 мм и весом 1 г. Для её изготовления сначала использовалась алюминиевая бронза, с 1961 года – медно-цинковый сплав, в Украине с 1996 года она изготовляется из стального сплава. Чеканка мелочи в советское время было дорогим удовольствием и обходилось в несколько раз дороже номинала. Поэтому в годы советских денежных реформ с мелочью предпочитали не связываться и заменяли монеты новыми по мере износа.
С распадом СССР инфляция была так высока, что копейка исчезла из обращения. Казалось навсегда? Нет, в 1998 году в обращение снова была выпущена копейка. На это мероприятие государство израсходовало восемь с половиной тысяч тонн стали и мельхиора. Выпуск каждой копеечной монетки обошелся казне в 13 копеек. Теперь существуют копейки разных номиналов, с различным весом, но на всех на них, как и на той, первой копейке 1534 года, на аверсе изображается всадник с копьем.